Презентация Работа с терминами на уроках биологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 12 посёлка Терек Будённовского района»Организация работы учащихся с биологическими терминами на уроках биологии. Работу выполнила: учитель биологии Попова Н.Ю. Термин в переводе с латинского означает «граница, предел» Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой–нибудь специальной области науки, техники, искусства. Задачи: 1) в каждом биологическом разделе выделить основные понятия; 2) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия; 3) установить внутри и межпредметные связи; 4) проанализировать, как у учащихся формируется система ведущих понятий. Методы и приёмы 1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух; 2) работа над усвоением орфографии новых терминов; 3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в тетрадях; 4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием; 5) индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов; 6) морфологический и фонетический анализ терминов; 7) аналитико-синтетический анализ; 8) использование терминов в различных учебных ситуациях я/к Сп зигота Термины Этимология Определение Схема-опора Биология от греч. логос — биос — жизнь, учение Наука о жизни, о живых организ­мах, обитающих на Земле БИОЛОГИЯ Жизнь НаукаЦА растенияР животныеС грибыТ бактерииВА Зигота от греч. Зиготос – соединенный вместе Клетка, образующаяся в резуль­тате слияния гамет разного пола; оплодотворенное яйцо + я/к Сп зигота II. Биологический диктант Понятия: опыление — это...; самоопыление — это...; перекрестное опыление — это...; опыление ветром — это...; опыление животными — это...; искусственное опыление — это...; гибридизация — это ...; оплодотворение — это.... III. Закрытые задания Границей клетки и окружающей среды является:А) цитоплазма Б) оболочкаВ) вакуоль Г) межклеточное вещество Задания с алгоритмом ответа (с пропуском в тексте ряда слов) «Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется .... Он защищает моло­дые клетки корня, которые образуют зону .... Поглощение воды и минеральных веществ осу­ществляют особые клетки корня, называемые… . …растворы минеральных солей поступают из зоны ... в зону..., а оттуда в сосуды стебля». Задания на соответствия Семейства Основные признаки 1.Крестоцветные2.Розоцветные3.Сложноцветные А) сетчатое жилкование лис­тьев; Б) соцветие корзинка; В) две семядоли в зародыше; Г) плод стручок; Д) стержневая корневая си­стема; Е) цветки неправильной формы с двойным околоцветником; Ж) цветки правильные, собран- ные в соцветия, части цветка располагаются кругами Ответ: 1 - Г, 2 - Ж, 3 - Б. VI.Задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе. 1.Установите правильную последовательность систематических категорий в классификации растений.А) видБ) классВ) родГ) отделД) царство Е) семейство Ответ: А, В, Е, Б, Г, Д. VII.Задания с исключением лишнего понятия Из предложенных понятий исключите лишнее. Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Лилейные, Сложноцветные. VIII. Задания на выявление общих закономерностей А) ядро — пластиды (органоиды клетки) Б) тычинки — пестики (главные части цветка)В) побег — клубни, столоны, луковицы (видоизменение побега). IX. Задания на выявление связей Цитоплазма: обмен веществ —> оболочка; …А) делениеБ) растворение веществ В) транспорт веществ Г) растворение веществ X. Задания на обобщение группы понятий . Из частей приведенных ниже фраз составьте ответ.1. Питание + дыхание + выделение = обмен веществ.2. СО2 + Н20 + хлоропласты + свет = фотосинтез. XI. Задания на развитие логического мышления Вставьте в скобки слово, которое может иметь окончанием буквы, перечисленные справа.Ответ: боб. XII. Задания, в которых ответ конструи­рует сам ученик. в предлагаемые ниже формули­ровки вставьте пропущенные термины.1.Связь, с помощью которой соединяют­ся аминокислоты в белке, называют __________(ответ: пептидной). Каждая из рассмотренных форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Усвоить биологические термины и понятия — значит уметь ими пользоваться. Выявить уровень их усвоения поможет только система познавательных заданий, в которых предусмотрено формирование таких мыслительных умений, как: анализ, синтез, сравнение, вычленение отдельных признаков, систематизация, абстрагирование, определение понятия, обобщение.