Презентация к уроку Тема любви в поэзии Ф.И.Тютчева (11 класс)


«Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мной и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф.Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины и силы.» (А.Фет) Тема любви в поэзии Ф.И. Тютчева Узнать:- что такое эрос Ф.Тютчева;- какова философия любви по Тютчеву;в чем своеобразие любовной лирики поэта.Научиться:- выразительно читать и анализировать стихи ;- сопоставлять стихотворения Тютчева и Фета, посвященные любовной тематике. Задание 1.Дайте определение любви по Тютчеву (Любовь – это…).Задание 2.Опираясь на статью Ю.Айхенвальда, ответьте на вопросы:- Почему в теме о любви звучат трагические нотки?- Почему любовь чаще всего у Тютчева «несчастная»? Ю.Айхенвальд «Тютчев». Отрывок из статьи.…Хаос он видел и в любви. Любовь не только «союз души с душой родной», она – и «роковое их слияние, и поединок роковой». В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление. Есть кровный, не случайный союз между любовью и самоубийством; они обвораживают нас своей неразрешимой тайной и ужасны своим обаянием. Но с любовью родственно не одно только самоубийство: но есть связь между ней и убийством вообще, и Тютчев глубоко чувствовал эту смерть самой любви. Мы фатально обречены на то, чтобы любить убийственно. Мы убиваем то, что любим. В нашем любовном прикосновении таится гибель, и она поражает как раз то сердце, которое нашему сердцу всего милей. В страстных объятиях человека отцветает любимое, и слышит оно первое приближение конца. Разрушающая человеческая любовь – главное проявление нашей внутренней ночи, нашего духовного хаоса. Но характерно для Тютчева, что, познав ночное, хаотическое, мрачное, так далеко проникнув в темную обитель корней и подслушав злое, он сам остался все-таки лучезарен и чист. Вся жизнь Тютчева прошла под кротким благостным влиянием Жуковского. Поэтому дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняя ее темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей зло и смерть. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашающая высокий нравственный идеал. Душевная организация Тютчева не была благоприятна для того, чтобы в ней прочно гнездилась трагедия хаоса и тьмы. И потому он хотя и знал зловещую сторону любви, но сам любил рыцарски, нежно, упоенно и славил как любовь первую, так и последнюю, не только первый, но и последний поцелуй. Словарная работаЭрос – в древнегреческой мифологии – то же, что и Эрот, бог любви (а в древнеримской мифологии – Амур или Купидон). Эрос – это страсть, страстная любовь. Сопоставительный анализВопросы«Пламя рдеет, пламя пышет…» Ф.И.Тютчев«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» А.А.ФетКакова тема? (О чем?)Какова идея? (Что хотел сказать автор?)Какой мы видим ночь?Как автору удалось передать картину ночи? (С помощью каких худ. средств?)Каково настроение поэта?Каково душевное состояние поэта?Как вы узнали? По каким словам?Какими худ. средствами это достигается?Отношение поэта к предмету любви.Какие ощущения возникают после прочтения стихотворения? Вопросы«Пламя рдеет, пламя пышет…» Ф.И.Тютчев«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» А.А.ФетКакова тема? (О чем?)О любвиО любвиКакова идея? (Что хотел сказать автор?)Показать переживания души лирического герояПоказать состояние влюбленного человекаКакой мы видим ночь?Темный сад, сумерки, речка, закатРека, глубина и чистота ночи, блеск звезд на небеКак автору удалось передать картину ночи? (С помощью каких художественных средств?)Метафора (прохладой дышит сад); эпитет(пламя рдеет, Пламя пышет); морфол. средства: ум-ласк. суф. (речка)Сравнение (река как зеркало)Метафора (Все блестит звездами)Каково настроение поэта?Созерцательное(он все замечает, он наблюдает и размышляет)восторженноеКаково душевное состояние поэта?Блаженство, душевный трепет (герой влюблен и знает, что любим)Страсть (любовь и мука)Как вы узнали? По каким словам?Сочетание местоимений (ты со мною, ты во мне)Я болен, я влюбленНо мучась и любяКакими художественными средствами это достигается?Слова высокого стиля (обвеян,говор,покой,рай).Сравнение (мы с тобою, как в раю)Лекс. повтор (в одной строфе: 3 раза – тебя ,4 раза люблю), междомометия,воскл. предложенияОтношение поэта к предмету любви.Боготворит любимую женщинуЛюбит до безумияКакие ощущения возникают после прочтения стихотворения?Любовь - это что-то красивое, необычное, возвышенное, источник вдохновения, мечтаВосторженность, радость, желание раствориться в любимом человеке(образуется как бы бездна мира и счастья) Словарная работаНатурфилософия – общее название существовавших с древности вплоть до 19 века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания. Импрессионизм – направление в искусстве конца 19-го начала 20 в.в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. Любовь, союз души с душой родной, роковое слияние, неразрешимые тайны, хаос в любви, поединок роковой, любить убийственно, символ жизни, любовные прикосновения, гибель, сердцу милей, духовный хаос, зловещая сторона любви, первая любовь, последняя любовь, упоенно славил.Свой ответ начните словами: «Отличительной чертой любовной лирики Ф.И.Тютчева…» Для меня было открытием то, что…Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…Для меня самым главным на уроке было…потому что…Сегодня на уроке я задумался над…Хочу поблагодарить… Мне (не) понравилось…Самая важная мысль на уроке…Во время урока я понял, что…Самым полезным для меня было …На следующем уроке я…Я попробую… Я приобрел… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…Урок дал мне для жизни… Домашнее заданиеПисьменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…» ) и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.