Презентация «Влияние недостатка освещения на развитие близорукости»


Исследовательская работа «Влияние недостатка освещения на развитие близорукости» на тему: Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира. (М.Горький) Актуальность темы Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения. Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф. Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости школьников является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости. Возрастнаягруппа % лиц снедостатками зрения Новорождённые 0,5% Ученики школы 20% Студенты 40% 40 лет 60% 95 лет 95% К глубокому сожалению, наши глаза никогда не предназначались для тех целей, в которых мы их применяем сейчас. Их эволюция завершилась до появления печатной продукции, телевидения, информационных технологий. СНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА Строение глаза человека. Близорукость. БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия), недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней. Целью работы было изучение освещения рабочего места учащихся и влияние его на остроту зрения. При этом были поставлены следующие задачи:– изучить освещение рабочего места учащихся некоторых классов, за каждым из которых обычно закреплено свое постоянное место;– пронаблюдать динамику развития миопии у учащихся среднего и старшего звена;- познакомить учащихся с рекомендациями, направленными на сохранение зрения. Объекты исследованияОбъектами исследования были ряд кабинетов, в которых занимаются учащиеся среднего и старшего звена: №1, №2, №3, №6, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №19, №21, №22. Техническая оснащенность: цифровой фотометр (люксметр-яркомер) модель «ТКА – 04/3»ЮСУК 2.859.002 ПG заводской номер 02 1057 Дата выпуска – май 2001 год. № Кабинет 1 парта 2 парта ПоследняяПарта Должно быть ламп Из них работают Средние показатели 1 Кабинет музыки 378 284 184 28 11 282 2 Кабинет информатики Освещение около компьютеров191, яркость 109 3 Кабинет № 1 493 460 415 12 11 456 4 Кабинет № 2 742 300 467 16 7 503 5 Кабинет № 3 903 230 700 12 6 611 6 Кабинет № 6 190 189 80 14 8 153 7 Кабинет № 8 330 403 468 12 7 267 8 Кабинет № 9 484 470 445 16 11 466 9 Кабинет № 10 482 340 450 12 6 424 10 Кабинет № 11 409 435 432 12 7 425 12 Кабинет № 12 317 360 308 12 9 328 13 Кабинет № 13 313 364 385 12 6 354 14 Кабинет № 19 610 670 638 28 24 639 15 Кабинет № 21 274 302 261 24 10 279 16 Кабинет № 22 225 265 273 26 10 254 Исследование проводилось 29 октября 2008 года.Результаты измерения освещенности кабинетов приведены в таблице. (ГОСТ -300лк) Год Заболевание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 всего 2008 Миопия 3 5 4 6 10 6 22 4 5 9 74 Косоглазие 1 1 2 1 5 2007 Миопия 1 5 4 5 12 10 24 12 18 14 9 114 Косоглазие 1 1 2 1 1 6 2006 Миопия 3 3 3 14 9 23 6 5 11 11 11 99 Косоглазие 1 1 1 2 1 6 2005 Миопия 7 9 4 16 9 16 13 7 7 7 95 Косоглазие 1 1 1 1 1 2 7 Список детей с заболеваниями органов зрения с 2005 по 2008 год в МОУ «Кемлянская сош»Исследование проводились на основании документов Ичалковской ЦРБ в ноябре 2008 года. По результатам исследования были сделаны основные выводы:В большинстве классов освещенность соответствует норме, так как основная часть классов имеет благоприятную ориентацию: южную и юго-восточную. В кабинетах с большим количеством работающих люминесцентных ламп освещенность максимально приближена к норме.В некоторых кабинетах освещенность не соответствует нормам (в кабинетах № 6,№ 8,№ 21,№ 22 и кабинете музыки); Исследования зрения учащихся школы показали, что в классах с плохим освещением больше близоруких детей, чем в классах с хорошим освещением. Рекомендации.Исходя из полученных результатов мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в сложившихся условиях можно рекомендовать:– улучшить освещение в кабинетах № 6; № 8, № 21 и № 22 .– в старшей школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в месяц;– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; (см. Приложение)– обеспечить работу люминесцентных ламп у доски и количество рабочих лам в классах;– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;– использовать качественную писчую бумагу и чернила;- приобщать учащихся к физкультуре и спорту,- организация режима дня школьника,- витаминизированное питание,- правильная посадка . Дневное освещение в значительной мере зависит от вида остекления и ухода за окнами. Одинарное стекло задерживает  10-15% светаДвойная рама                                20-30%Загрязненное стекло                    15-50%Замерзшее стекло                         до 80%Тюлевые занавеси                        18-20%Окна, заставленные высокими цветами и предметами          10-40%         Не расставлять цветына подоконниках Очистка и мытьё – 2 раза в год(осень-весна) 15 м Необходимый цветовой режим ОКРАСКА СТЕН УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СВЕТЛЫЕ ТОНА ЖЕЛТОГО СВЕТЛЫЕ ТОНА БЕЖЕВОГО СВЕТЛЫЕ ТОНА РОЗОВОГО СВЕТЛЫЕ ТОНА ЗЕЛЕНОГО СВЕТЛЫЕ ТОНА ГОЛУБОГО ОКРАСКА МЕБЕЛИ ЦВЕТА НАТУРАЛЬНОГО ДЕРЕВА СВЕТЛО-ЗЕЛЕНЫЙ ОКРАСКА ДОСКИ ТЕМНО-ЗЕЛЁНЫЙ ТЕМНО-КОРИЧНЕВЫЙ ОКРАСКА ОКОННЫХ РАМ И ДВЕРЕЙ БЕЛЫЙ глубина 6 м КЕО – 1,5% Нарушен световой режим. Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв.        Во время перерыва можно выполнить ряд упражнений.        Упражнения, снимающие утомление глаз.1.        Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз.Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.2.         Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения. Общеукрепляющая гимнастика для глаз. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляции внутриглазной жидкости.Закрыть веки, массировать их с помощью легких, круговых движений пальца. Повторить в течении 20-30 секунд. Упражнение расслабляет мышцы глаза и улучшает кровообращение. Общеукрепляющая гимнастика для глаз. Смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец не сводя с него глаз до тех пор. Пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Хорошо известно, что глаза особенно нуждаются в запасах витаминов А, В2 и С. Главные источники. витамина А: рыбий жир, печень, просо, помидоры, зеленый лук, абрикосы, персики, масло, почки, яйцо, молоко, сыры, грибы. Витамин В2: цельное зерно, яйцо, молоко, помидоры, яблоки, кабачки, сыры, печень. Витамин С: шиповник, ананас, ежевика, смородина, земляника, помидоры, персики, цитрусовые и многие из овощей. Льняное, подсолнечное, оливковое и масло проростков пшеницы – отличные источники ненасыщенных жирных кислот. МОУ «КЕМЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Проект учащейся 11 класса БЗахаровой Ирины. Руководитель:учитель физики Терешина З.Н.