Презентация История создания драмы Бесприданница


А.Н. Островский(1823-1886) Урок №1 Драма «Бесприданница»История создания БЕСПРИДА'ННИЦА, ы, ж.В буржуазно-дворянском обществе — не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Л.Гузеева в роли Огудаловой (бесприданницы) В 1878 году Н. Островский написал драму «Бесприданница», о которой он говорил своим друзьям: «Это будет сороковое мое оригинальное произведение». Он писал ее около четырех лет. У «Бесприданницы» странная судьба. Вначале принятая критикой как заурядная пьеса, она со временем стала общепризнанным шедевром. Премьера состоялась в Москве и в Петербурге в ноябре 1878 г. Современник Островского, критик П. Д. Боборыкин, дал пьесе следующее заключение: «В его последней драме все мотивы и положения - стары, взяты из его репертуара и не могут представлять никакого интереса для современного развитого зрителя». Сценическая судьба пьесы опровергла подобное суждение. Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего социального строя жизни, сформированного под влиянием власти денег, но Островский в этой пьесе исследовал также и внутренний мир человека. Пьеса называется «Бесприданница», но драма героини, молодой, красивой, талантливой девушки Ларисы Огудаловой не в том, что она бесприданница. Она хочет изменить свою жизнь и сознательно идет на бедность, решаясь выйти за Карандышева. Ее драма в том, что она не находит в своей среде равных себе по душевному складу. «Я любви искала и не нашла». Вокруг Ларисы хоровод мужчин, по-своему любящих ее. Но что они могут предложить ей? Кнуров и Вожеватов -деньги, Паратов - наслаждение. Карандышев полагает, что приносит Ларисе в жертву свою честь. Но никто не хочет, да и не может заглянуть в ее душу. История театральных постановок драмы «Бесприданница» Первыми исполнительницами роли Ларисы Огудаловой явились сразу три не просто лучшие, но выдающиеся актрисы эпохи, но, как это ни странно, ни одной из них не удалось создать интересную сценическую интерпретацию. На премьере Малого театра выступала Г. Н. Федотова «Бесприданница» на сцене театра роль была передана М. Н. Ермоловой В Петербурге Ларису сыграла М. Г. Савина В Петербурге «Бесприданница» сошла со сцены в 1882 г. и не появлялась наней 15 лет. В Москве пьеса держалась дольше -до 1891 г. Возобновили «Бесприданницу» на обеих столичных сценах в 1896 и 1897 гг. И к этому времени взгляд на пьесу изменился. В истории «Бесприданницы» самая знаменитая дата- 17 сентября 1896 г. Вера Федоровна Комиссаржевская, выступая в роли Ларисы Огу- даловой, сделала эту пьесу самой знаменитой пьесой Островского. Более того, имя Комиссаржевской - стало частью истории «Бесприданницы ». По мнению критика А. В. Амфитеатрова, она сделала для этой роли гораздо больше, чем сам Островский. «Ни Федотова, ни Ермолова, ни Савина не угадали, что такое Лариса, как и Островский не понимал глубины, которую создал». Современный спектакль был поставлен на подмостках мастерской Петра Фоменко Роковая драма «Бесприданница» получилась вызывающе театральной: там есть пародия на театр большого стиля, печальная насмешка над театральными условностями и подчеркнутая карикатурность персонажей. В фоменковском театре нет старшего поколения, молодые артисты привыкли обращаться с возрастом условно, как в детских играх: я - мама, ты - папа, я - внучка, ты - бабушка и наоборот. Эта легкость перетекания из одного поколения в другое уравнивает персонажей во времени и придает словам и поступкам героев новые, подчас неожиданные смыслы. Именно поэтому создается впечатление, что Ларису играют две актрисы, то дополняя, то разрушая друг друга, — скучающая дочь (Полина Агуреева) и страстная породистая мать (Наталья Курдюбова). И если одна мается от тоски, апатии и бессмысленности, то другая, наоборот, демонстрирует свою бесценность, уникальность и порочный талант роковой натуры. Паратов (вялый Илья Любимов) и Карандышев (порывистый Евгений Цыганов) тоже играют две стороны, две грани, две противоположности одного характера — усталость и пресыщенность одного как волной накрывается бешеным страданием другого. «Бесприданница» на современной сцене Полина Агуреева в роли Ларисы Наталья Курдюбова в роли Ларисы Илья Любимов в роли Паратова Наверное, в "Бесприданнице" есть что-то особенное: проблемы, раскрываемые в пьесе, и сегодня не оставляют равнодушными очень многих. Именно это помогло ей выжить и не быть забытой, сквозь века дойти до сердец зрителей Евгений Цыганков в роли Паратова;Полина Агуреева в роли Огудаловой