Презентация по эл.курсу по литературе на тему Библейские мотивы в русской литературе и их влияние на формирование духовного мира учащихся (10 класс)


Библейские мотивы в русской литературе и их влияние на формирование духовного мира учащихся
Библия«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Евангелие от Иоанна«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» В. Шефнер





Библия как откровение. Библия как основа христианского миросозерцания«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелие, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.»А. Пушкин о Новом Завете


Основныебиблейскиежанры

Христианство в стиле русской литературыБорис и ГлебАлександр НевскийПетр и ФевронияСергий Радонежский











Ветхий Завет в русской литературеКак правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы - первые пять книг Библии (как еврейского Танаха, так и христианскогоВетхого ЗаветаЛитературные переложения Моисеева Пятикнижия: образы рая, грехопадения, египетского плена, исхода и другие.







Слезы свои осуши, проясни омраченное сердце,К небу глаза подыми: Там Утешитель, Отец!Там Он твою сокрушенную жизнь, твой вздох и молитвуСлышит и видит. Смирись, веруя в благость Его.Если же силу души потеряешь в страданье и страхе,К небу глаза подыми: силу Он новую даст!В. Жуковский







Давид и Соломон в Библии и в ее литературных переложенияхОбраз Давида в русской поэзии (А.С. Грибоедов, В.К. Кюхельбекер, М.Ю. Лермонтов, А.С. Хомяков, Н.А. Оцуп). Образ Соломона в русской поэзии и прозе (М.М. Херасков, Г.Р. Державин, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, А.И. Куприн, К. и др.)


Псалтырь в стиле русской поэзииТрадиции переложений и цитирования псалмов в древнерусской литературе. "Псалтырь рифмотворная" Симеона Полоцкого. (Переложения псалмов Г.Р. Державина, В.В. Капниста, В.К. Кюхельбекера, Н.М. Языкова,Ф.Н. Глинки и др.)

Книги пророков Иова и Исайи в русской литературеПереосмысление книги пророка Иова в русской поэзии и прозе (М.В. Ломоносов, М. Горький, Л.Н. Андреев, Вяч.И. Иванов, И.С. Шмелев). "Призвание Исаии" Ф.Н. Глинки. Видение пророка Исайи и его роль во внутренней форме стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Образы пророка Исайи в стихотворенияхД.С. Мережковского,И.А. Бунина и др.





"Ветка Палестины". Святая земля в русской поэзии и прозе"Ветка Палестины" М.Ю. Лермонтова. Цикл сонетов "Палестина" А.М. Федорова. Стихотворения "Иерусалим", "Иерихон", "Долина Иосафата", прозаические "путевые поэмы", "Тень птицы" И.А. Бунина.



Библейские женщины в изображении русских поэтов"Библейские стихи" А.А. Ахматовой. Рахиль (И.А. Бунин и другие). Юдифь(Л.А. Мей, Н.С. Гумилев,К.Н. Бальмонт). Агарь(Я.П. Полонский, М.И. Цветаева). Мария Магдалина (Н.П. Огарев,В.М. Василенко).




Молитва и ее функции в произведениях русской литературыГ.Р. Державин, Ф.Н. Глинка, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, М.Ю. Лермонтов,А.В. Кольцов, Е.П. Ростопчина,Н.П. Огарев, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, И.С. Никитин, А.К. Толстой, А.А. Фет,Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский,Н.Ф. Щербина, Л.А. Мей, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, И.А. Бунин, А.А. Ахматова, С.А. Есенин и другие. Молитва в русской прозе ХХ века: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, Л.Н. Андреев, М.А. Булгаков,М.А. Шолохов.


О благий и скорбный! БудиМилостив к земле!Скудны, нищи, жалки людиИ в добре, и в зле!И. Бунин





Новый Завет в русской литературе. Иоанн КрестительНовозаветная образность в мировой культуре. Пасхальность как ключевая составляющая русской культуры. Стихотворение К. Льдова "Пророк Иоанн". Иоанн Предтеча в романе Д.С. Мережковского "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)", в произведениях А.М. Ремизова.



Христос в русской поэзии и прозеОбраз Спасителя в русскойлирике: Г.Р. Державин, Ф.Н. Глинка,А.С. Пушкин,А.К. Толстой,В.С. Соловьев,В.Я. Брюсов, И.А. Бунин и другие.Страсти Христовы иторжество Воскресенияв изображениирусскихпоэтов иписателей(В.А. Жуковский,В.К. Кюхельбекер,А.Н. Апухтин, Ф.И. Тютчев,И.А. Бунин,А.А. Ахматова,Ф.М. Достоевский, И.С. Шмелев и др.).





Пускай страдальческую грудьВолнуют страсти роковые -Душа готова, как Мария,К ногам Христа навек прильнуть.Ф. Тютчев





Новозаветная притча и ее литературные образыТрадиции древнерусской притчи. Притчи – басни в литературе XVIII века. Притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина ("Станционный смотритель", "Записки молодого человека", "Воспоминания в Царском Селе", 1829). Притча о блудном сыне в русской поэзии(В.Я. Брюсов). "Лепта вдовицы" О.Н. Чуминой. "Притча о богатом" Д.С. Мережковского.

Образ Богородицы в русской литературеОбраз Богородицы и Рождества Христова в русской поэзии и прозе (В.А. Жуковский, А.К. Толстой, В.В. Вересаев, Б.Л. Пастернак и др.). Образ Богородицы во внутренней форме литературного произведения (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов,М. Горький, М.А. Булгаков).


Новозаветные иконописные образы в русской литературеПарафразирование иконописного образа Спасителя в русской литературе XVIII – начала XX веков (Г.Р. Державин,С.С. Бобров, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов, А.Н. Апухтин, И.А. Бунин, М.А. Волошин и др.) Литературные образы Богородицы и иконописная традиция (Л.Н. Толстой,Ф.М. Достоевский, М.А. Волошин, И.С. Шмелев и другие). Образы архангелов, ангелов и святых на иконе и в литературном тексте (Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин,И.С. Шмелев и др.)

Апокалипсис в изображении русских поэтов и писателейПравославная традиция комментирования Апокалипсиса.(А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, А. Белый, И.С. Шмелев, В. Хлебников, С.А. Есенин,М.А. Булгаков).







Жизнь - без начала и конца.Нас всех подстерегает случай.Над нами - сумрак неминучий,Иль ясность Божьего лица.Но ты, художник, твердо веруйВ начала и концы. Ты знай,Где стерегут нас ад и рай.Тебе дано бесстрастной меройИзмерить все, что видишь ты.Твой взгляд - да будет тверд и ясен.Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.А. Блок













Библейские образы в русской литературеконца XX – начала XXI вековБиблейская образность в произведениях Л.Н. Леонова, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, Ю.П. Кузнецова. Песнопения иеромонаха Романа: традиции православного богослужебного творчества, древнерусской литературы и злободневность. Проза М. Кравцовой, Е. Потехиной, Н. Блохина и др. Традиции рождественского и пасхального рассказа. Художественная литература православных периодических изданий. Православная литература в Internet.




Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,Спускается толпа, виясь между олив,Подобно медленному змию;И матери глядят, как под гору, в туман,Увещевающий, уводит ИоаннСедую, страшную Марию...В. Набоков







От созидательных идей,Упрямо требующих крови,От разрушительных страстей,Лежащих тайно в их основеОт Правд, затмивших правду дней,От лжи, что станет им итогом,Одно спасение – стать умней,Сознаться в слабости своейИ больше зря не спорить с Богом.Н. Коржавин