Тема природы в лирике Есенина. 11 класс. Часть 2. Выступление на региональных педчтениях.


Запись песни ”Отговорила роща золотая…”Анализ стихотворения. Работают литературоведы, текстологи, чтецы, звукорежиссёры, музыканты, иллюстраторы Знаменитое стихотворение «Отговорила роща золотая…» было создано в Константинове в 1924 году. И разве нельзя предположить, что оно навеяно осенним видом Раменковской рощи, пролетающими над ней журавлями, светящимися белизной березками и горящими среди них кострами рябин. «Золотая роща» – это и конкретный образ, и жизнь поэта, и образ судьбы. За осенним увяданием природы узнается человек с его чувствами и размышлениями. Вот она неотделимость природы от человека. Читаем и размышляем… Волшебство есенинской лирики. Поэзию Есенина невозможно представить без русской красавицы березки! Природа и народная мифология У Есенина в поэзии березка – символ стройности, красоты, юности, света и целомудрия: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным местам: Березки! Девушки-березки! Их не любить лишь может тот, Кто даже в ласковом подростке Предугадать не может плод. С образом нежной и светлой березки связывается и возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей: Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я в родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. «Ключи Марии». Теоретики. «Какая радость пришла в русскую поэзию» (С. Городецкий) со стихами Есенина о природе Цветовая гамма способствует передаче тончайших поэтических настроений. Текстолог 1Синий туман. Снеговое раздолье,Тонкий лимонный лунный свет…Текстолог 2Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде!Текстолог 1 Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.Текстолог 2 Гаснут красные крылья заката, Тихо дремлют в тумане плетни. На глазах у поэта умирала старая патриархальная Русь. - Что придёт ей на смену? -Что ждёт Россию в будущем? -Сумеют ли люди сохранить красоту природы? А значит, и себя, и весь род человеческий? Истинная поэзия вечна и бесконечна, как океан жизни. Судьба патриархальной Руси, как казалось, была решена. А глубинная проблема «Сорокоуста» - сохранение природы, «красногривого жеребенка» - не только осталась, но со временем заострилась. Сегодня она касается и затрагивает интересы всех землян. Стихотворение Василия Фёдорова «Пророчество» Человек и природа, природа и человек…Группа девочек исполняет песню «Жеребёнок» на стихи Есенина «Сорокоуст», музыка ученицы 11 класса. Чтецы. Литературоведы. Анализ стихотворения «Песнь о собаке».Текстологи, литературоведы, чтецы Литературовед 2 Как и когда создавался этот есенинский шедевр, мы до сих пор не знаем. Замысел «Песни о собаке», как кажется, возник не позднее 1915 – 1916 гг., датировано же стихотворение 1915 годом, а опубликовано лишь в 1919 г. Единственный сохранившийся автограф предположительно относится к 1918 г. В чем дело? Не ошибся ли поэт в его датировке? Литературовед 1 Наверное, замысел долго вынашивался и не сразу оформился. По всей видимости, поэт тщательно работал над «Песней…», совершенствовал, шлифовал и не торопился отдавать в печать. Следы этой продолжительной работы видны в стилевой «неровности» («от закута к … синей выси») и шероховатости («звонко глядела она, скуля») текста. Литературовед 2 Выскажем еще одну догадку о возникновении замысла стихотворения. Думается, что «Песнь о собаке» явилась полемическим откликом на появившиеся в те годы в журналах стихотворения В.Маяковского «Вот так я сделался собакой» («Новый сатирикон», 1915, № 31), Г. Анфилова «Собака» («Современник»,1915, №1), Ф. Сологуба «Собака седого короля» (1905) и цикл «Когда я был собакой» («Новая жизнь» ,1913, №12, 1914, № 3). Если стихи Маяковского и Сологуба могли вызвать у Есенина бессознательное отталкивание, то «Собака» Г. Анфилова, по всей вероятности, послужила толчком для создания есенинской «Песни…» Текстолог 1 Начинается «Песнь о собаке» нарочито буднично, как бытовая зарисовка. Чтец Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причёсывая языком, И струился снежок подталый Под теплым её животом. Текстолог 1 Но сама эта будничность опоэтизирована, автор каждого заставляет ощутить торжественность происходящего: «рогожи златятся», «снежок подталый струился», «она их ласкала». Для Есенина этот факт рождения лишен всякой загадочности и является завязкой повествования. У него не просто собака, а терпеливая и счастливая собака – роженица. Пока спокойный тон повествования не предвещает разыгравшейся дальше трагедии. Текстолог 2 Но уже в 3 - ей строфе с её предупреждающим «А вечером…», прерывистой интонацией и затрудненным ритмом («когда куры», « семерых всех» ), глухим звучанием (к, ш, х) слышится смутная тревога. А повторенное в третий раз «семерых», усиленное местоимением «всех», грубо - просторечное «поклал» подчеркивают непреклонность и страшную жестокость в действиях хозяина. Нет и не может быть чужой боли… Литературовед 2 Так в стихотворениях о собаке и о «зверье» подчеркнуто единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, как бы говорит поэт, все мы связаны на земле и между собой, и с природой, и со всем окружающим миром. Литературовед 1 И в этом единстве всего сущего - смысл нашего бытия. Есенинская боль за поруганное материнство созвучна горьковскому гимну во славу материнской любви: «Прославим женщину-Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!». ( Легенды о матерях в «Сказках об Италии»). Литературовед 2 Не случайно судьба собаки-матери растрогала Горького до слёз. О чтении Есениным этого стихотворении в Берлине в 1922 году А.М. Горький рассказывал (чтец): «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. - Да, я очень люблю всякое зверье,- молвил Есенин задумчиво и тихо… пощупал голову обеими руками и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние слова…, на его глазах тоже сверкнули слезы». «Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой» «Песнь о собаке» стала событием во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом. Сегодня, когда тысячи животных, безжалостно уничтоженных рукой человека, погибли навсегда, когда многие другие тысячи находятся на грани вымирания, стихи Есенина о природе и человеке нам особенно близки и дороги. Природа - это вечная красота и гармония мира Спит ковыль. Равнина дорогая,И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.Знать, у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси -Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живется на Руси?Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя.Но никто под окрик журавлиныйНе разлюбит отчие поля. (Чтец) Есенин как бы говорит всем нам: – Остановитесь от вашей повседневной спешки. – Посмотрите на окружающий вас мир зеленой красоты. – Послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. – Посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное ночное небо… Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И.Чайковского П. И. Чайковский Берегите всё живое на Земле! Невозможно представить Россию без берёзы, без огромного лугового пространства, усеянного цветами и разделённого серебристыми нитями ручейков и речушек, без озёр, выделяющихся круглыми чашами на многоцветном ковре… Трудно представить себе и русскую поэзию без Есенина