Презентация на тему: О родительском авторитете


Педагог – психологДрофич Жанна Николаевна Авторитет (от лат. auctoritas – власть, влияние) – влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.Влияние родителей на ребенка, их превосходство определяются ответственностью. Быть авторитетным родителем – значит настойчиво работать над собой, строить отношения с ребенком на основе взаимного уважения, доверия. Ребенок примет такое превосходство родителей, потому что оно означает защищенность, внимание, любовь.Родителям потребуется много усилий для сохранения авторитета. Он будет закрепляться по мере того, как ребенок «откроет» в родителях их нравственные качества, эрудицию, умелость и т.д. Ответственные родители стараются поддерживать свой авторитет, не разрушать его недостойным поведением. Авторитет родителей теряется быстрее, чем приобретается. Иногда достаточно одного неверного действия, чтобы утратить доверие ребенка.Особенно сложно родителям сохранить свой авторитет в период вступления детей в подростковый возраст, когда проявляется критическое отношение к окружающим, происходит переоценка ценностей. Прежде всего такой оценке подвергаются родители.Поиск новых авторитетов вполне естествен, особенно в подростковом периоде. Потребность найти близкий себе по духу идеал, героя для подражания – признак нормального развития и личностного роста.Другие взрослые часто имеют преимущество перед родителями: они не драматизируют отношения, как это делают родители, ожидающие уважения, подчинения. Не следует обижаться на ребенка, когда он подчеркивает, что мнение других взрослых для него важнее, чем родительское. Необходимо больше общаться с ребенком, выяснять, какие люди привлекают его. В обстановке принятия, терпимого отношения к предпочтениям ребенка и ненавязывания ему собственных истин он станет более спокойно выслушивать мнение родителей, анализировать разные точки зрения.Самый верный способ установить наилучшие отношения со своим ребенком – контролировать себя, а не винить во всем ребенка. Чем лучше родители научатся разбираться в себе и жить в согласии с собой, тем больше пользы принесут своему ребенку.Следует помнить, что не существует общего метода семейного воспитания: каждая семья воспитывает детей, сообразуясь с конкретными условиями и обстоятельствами. Имеет смысл обсуждать лишь общие правила, которые необходимо соблюдать в воспитании.Однако встречаются родители, которые зарабатывают авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы их слушались, что и составляет их цель. На самом деле это ложная цель. Существует много видов ложного авторитета. Кратко охарактеризуем основные из них. Авторитет подавления Чаще всего таким авторитетом обладают отцы. Если отец всегда сердит, за каждый пустяк разражается бранью, хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, такой отцовский террор держит в страхе всю семью. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он вызывает детскую ложь и трусость и в то же время воспитывает в ребенке жестокость. Это самый дикий вид авторитета.Авторитет расстояния Есть родители, которые убеждены: дети должны слушаться, с ними нужно поменьше разговаривать, подальше от них держаться. Дети часто находятся под опекой бабушки. Такой авторитет также не приносит пользы.Авторитет чванства Некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и демонстрируют эту важность. Часто бывает, что начинают чванится и дети: мой папа – начальник, мой папа – знаменитость. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особое платье, поездка на курорт – все это дает им основания для чванства. Авторитет педантизмаВ этом случае родители обращают больше внимания на детей, больше работают с ними, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что каждое родительское слово дети должны выслушать с трепетом. Свои распоряжения они отдают холодным тоном. Жизнь ребенка, его интересы проходят мимо таких родителей, незаметно.Авторитет резонерства В этом случае родители нагружают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, они усаживают его напротив себя и начинают произносить монотонную речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Но они забывают, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Авторитет любви Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать ребенку свою родительскую любовь. Нежные слова сыплются на детей в избыточном количестве. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Это очень опасный вид авторитета. Он воспитывает неискренних и лживых эгоистов. Очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Авторитет доброты В этом случае детское послушание достигается уступчивостью, мягкостью родителей. Они все разрешают, жертвуют чем угодно ради благополучия в семье. Дети начинают командовать родителями, родительское непротивление открывает широкий простор для детских капризов и требований.Авторитет дружбы Отец и сын, мать и дочь могут и должны быть друзьями. Если же дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители так и говорят: «Будешь слушаться – куплю плеер, будешь слушаться – пойдем в кафе». Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Однако бывает и так, что родителивообще не думают ни о каком авторитете, отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в этом случае приходится быть прежде всего дипломатами и научиться лавировать между мамой и папой. Наконец, есть семьи, в которых просто не обращается внимание на детей, родителидумают только о своем спокойствии. В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Главным основанием родительского авторитета должна быть жизнь и работа родителей, их поведение. Они должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит об этом, потому что не умеет это сделать, но родители сами должны оказать помощь. Родительская помощь не должна быть навязчивой. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми. Действительный авторитет родителей основывается на знании жизни ребенка, на оказании своевременной помощи ему и на ответственности за его воспитание.