Развитие исследовательской активности ребёнка посредством использования эффективных методов познания окружающего мира


«Развитие исследовательской активности ребёнка посредством использования эффективных методов познания окружающего мира» Опыт работы воспитателя МДОУ «ЦРР «Алые паруса» - детский сад № 26" Луниной Оксаны Владимировны муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Алые паруса» - детский сад №26» Актуальность:модернизация российского образования, направленная на достижение нового, современного качества дошкольного образования, предполагающего формирование у детей предпосылок для целенаправленного развития активности, проявления деятельностного подхода и творчества в решении жизненно важных проблем. Цель:развитие познавательной активности детей с использованием исследовательских методов в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности. Задачи:-выявить и учитывать познавательные интересы и активность каждого ребёнка группы;-создать предметно-пространственную среду, обеспечивающую реализацию интересов и потребностей ребёнка;-формировать мотивацию к использованию разнообразных способов добычи новых знаний;-развивать способность творческого применения полученных знаний в определённой учебной или жизненной ситуации;-стимулировать и поощрять самостоятельность детей, проявление творчества;-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Особенности траектории организации познавательно-исследовательской деятельности-учёт программных рекомендаций комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой;-определение резерва познавательной активности воспитанников с помощью диагностики;-организация предметно – пространственной среды для реализации интересов и проявления индивидуальных возможностей каждого ребёнка;-выстраивание системы работы с использованием исследовательских методов в режимных моментах;- комбинация традиционных методов организации мыслительной деятельности (словесных, наглядных) и нетрадиционных (исследования, игры – фокусы, эксперименты, занимательные упражнения);- создание условий для успешности в приобретении новых знаний;- подведение итогов. Методы и приёмы исследовательской деятельности:-умение видеть проблему;-выдвигать гипотезы;-давать определения понятиям;-видеть парадокс;- классифицировать и анализировать;- наблюдать, экспериментировать;-узнать из книги;- делать выводы и умозаключения;- оценивать результат своей деятельности; Практическая реализация«Догадайся, как из имеющихся красок получить новый цвет? Проблема решается быстро: просто их нужно смешать и нанести на лист бумаги». Вот, что у нас получилось. Мы – настоящие художники! «Почему дует ветер?»Кто самый догадливый, тот сможет построить гипотезу.Давайте её проверим с помощью нехитрых опытов … Украшаем куклу бантиками. Из чего их лучше сделать: из полосочки бумаги или из ткани? Давайте проверим, что подойдет больше... «Вот это чудо: кусок пластилина тонет в воде, а лодочка из него не тонет …Ну, что же, если мы не сможем это объяснить сейчас, то в школе обязательно узнаем! «Как мы любим сладкие булочки... А какими еще свойствами обладает сахар?» «Докажи, что вода необходима живой и неживой природе»В этом нам помогут не только рассуждения, но и опыты и эксперименты. «Книга – источник знаний»Если ты любишь читать, то из книги можно получить ответы на все вопросы. Алгоритм построения занятия:-Постановка проблемной ситуации;-Игры на систематизацию и повторение знаний;-Опытно – экспериментальная деятельность;-Умозаключения детей на основе полученных результатов опыта;-Продуктивная деятельность (рисование, лепка, художественно – ручной труд).-Подведение итогов (рефлексия) Формы работы с родителями:«Ответьте на вопрос» - вечер вопросов и ответов; «Удивительное рядом» - фотоколлаж о домашних открытиях, «Мы – открыватели» - совместное занятие с родителями. Наши результаты:- обогащение нравственной стороны личности ребёнка: умение работать сообща – из 25 воспитанников – 19 детей (76%);умение общаться, строить дружеские взаимоотношения: 23 ребенка (92%);-развитие познавательных способностей:-освоение логических операций на достаточно высоком уровне: 20 детей (75%);-умение строить гипотезы, доказывать: 20 детей (75%);-умение делать выводы, анализировать результат работы: 17 детей (68%);-активно включаться в исследовательскую деятельность: 20 детей (75%). «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать» Русский психолог П.П. Блонский