Педагогические технологии как эффективная система методов, способов, приёмов обучения и воспитания, направленных на развитие функциональной грамотности школьника.


«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»  В.А.Сухомлинский Тема: Педагогические технологии как эффективная система методов, способов, приёмов обучения и воспитания, направленных на развитие функциональной грамотности школьника.       «Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире» [11]. Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций. [1]. В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к само актуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Задачи Национального плана:Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования. Профессиональной компетентности педагогических кадров. Рефлексивная компетентность Технологическая компетентность Проектная компетентность Коммуникативная компетентность Информационная компетентность Социальная компетентность Какие же формы функциональной грамотности существуют? Общая грамотность.Компьютерная грамотность.Информационная грамотность.Коммуникативная грамотность.Грамотность при овладении иностранными языками.Бытовая грамотность.Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.Общественно-политическая грамотность. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ» Учителю важно знать и помнить о трех основных факторах, определяющих функциональную грамотность сегодняшнего выпускника. Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой). Второй - компьютерные и информационные умения. Третий - коммуникативные умения. Первый фактор никак не связан с типом школы. Вместе с тем, чем выше материальное положение школьника, тем выше оценка умения самостоятельно решать жизненные задачи в различных областях. Ключевые компетенции информационных (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни)коммуникативных (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках)социальных (способность к социальному взаимодействию)личностных (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным)гражданских (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности)управленческих (способность к разрешению проблем)технологических (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя) Активные методы обучения – это методы обучения, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Читательская грамотность- способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. PISA- PISA(Programme for International Student Assessment) – Программа международной оценки обучающихся. Оценивается математическая грамотность, грамотность в области чтения и естествознания 15-16 летних учащихся. Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи Признаки критического мышления (Дэвид Клустер, США)Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решитьКритическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг Внедрение эффективных форм и методов обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности. Сравнение признаков обыденного и критического мышления Умелое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Дерево – функционально грамотная личностьВода – педагогические технологииЯблочки – ключевые компетенцииЛейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности казахстанских школьников. Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Педагогические технологии - проблемные лекции;-проблемные семинары;-тематические дискуссии;- мозговая атака;-круглые столы;-педагогическое игровое упражнение;- стажировка Неимитационные Игровые -разыгрывание ролей;- деловые игры;- учебные игры- блиц- игры,мини- игры, индивидуальные игровые занятия на ПК;- производственные игры- проблемно- деловые игры;-исследовательские игры- проблемно-деловые игры;-оргдеятельностные игры;- инновационные игры- проблемно- деловые игры;- оргмыслительные игры;- игровое проектирование Неигровые:-анализ конкретных ситуаций;- имитационные упражнения;тренинг Имитационные Рисунок 1- Классификация активных методов обучения М.Новак В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников определены семь механизмов ее развития. 1) обновление содержания образования (стандарты, учебные программы);2) формы и методы обучения;3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;4) программы внешкольного, дополнительного образования;5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Чтобы войти Казахстану в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира необходимо воспитать и обучить личности с такими функциональными качествами как - инициативность, - способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, - умение выбирать профессиональный путь, - готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться   –  вот наша задача. Компетентность – это тот индикатор образования, который дает возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества. На международном уровне (Сессия Совета ЕС по образованию, молодежи и культуре 23 февраля. 2006 г. – Брюссель) выделили 8 компетенций, которые являются необходимыми для граждан в обществе, основанном на знаниях:– способность к коммуникации на родном языке;–  способность к коммуникации на иностранных языках;– математическая компетенция и базовые компетенции в науке и технике;– цифровые компетенции;– способность учиться;– социальные и гражданские компетенции;– способность к инициативе и предпринимательству;– культурная компетенция. Вашему вниманию я представляю используемые мной методы и приемы развития КМ: 1. Кластер-пучок-созвездие2. Логические цепочки3. Концептуальные (сравнительные) таблицы4. Мозговой штурм5. Метод Джеффа - "Да-Нет - Может быть"6. Блиц - опрос7. Игра "Верю- не верю" - детектор лжи8. Вопросы низкого и высокого порядка (тонкие и толстые вопросы)9. Ромашка Блума, как вариант домашнего задания10. Кроссворды11. Синквейн12. Синту12. Таблица "Плюс - Минус - Вопрос" Компетентностный подход в образовании в большей степени позволяет: научить учиться (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты);научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи;научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических и др.;научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессии и иной деятельности.  Приведу несколько КОЗ на примере решения качественных задач. Основная цель-приложение имеющихся знаний к реальным жизненным ситуациям. Задание 1. В холодную влажную погоду стекла автомобиля часто запотевают и видимость дороги уменьшается из-за рассеяния света мелкими капельками воды на стекле.Укажите причину, по которой в данной ситуации бесполезно использовать щетки стеклоочистителя.Поясните, какие физические процессы наблюдаются в данном случае?Предложите, что может предпринять водитель, чтобы предотвратить запотевание стекол. Ответ поясните.Назовите способы решения прблемы. Вопрос 1. Чтобы создать изображение плода, ультразвуковой аппарат должен вычислить расстояние между плодом и датчиком. Ультразвук распространяется в брюшной полости со скоростью 1540 м/с. Что должен измерить ультразвуковой аппарат, чтобы вычислить расстояние между плодом и датчиком?Вопрос  2. Изображение плода может быть также получено с помощью рентгеновских лучей. Обнако женщинам во время беременности рекомендуется избегать исследования рентгеновскими лучами. Объясните, почему? Задание 2. Во многих странах изображение плода развивающегося ребенка можно получить с помощью ультразвука (ЭХОГРАФИИ). Ультразвук считается безопасным как для матери, так и для плода. Врач держит датчик и водит им по животу матери. Ультразвуковые волны проходят в брюшную полость. Внутри брюшной полости волны отражаются от поверхности плода. Отраженные волны опять попадают на датчик и передаются в аппарат, который создает отражение плода. КОЗ -это задания, которые имеют и учебное и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: " А зачем мы это делаем?" Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный.Во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях,Во- вторых, появилась возможность оценить каждого,В- третьих, заметно повысился интерес к предмету и к самому прцессу учебной деятельности,В - четвертых, повысилось качество знаний учащихся Нужно учить детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием.В результате: происходит отход от трансляции готовых знаний; механического запоминания, поверхностного обучения; использование методов воспроизводства, натаскивания. Учебные занятия строятся так, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Процесс обучения направлен на становление учащихся независимыми, самомотивированными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.Таким образом, задача формирования функциональной грамотности учащихся при обучении физики, должна быть осуществлена в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя. Пример 12. Область «Рассуждение» Задание: « Тимур дал Бауржану закрытую деревянную коробочку с двумя выходящими из нее проводами. Тимур попросил Бауржана, не открывая коробочки, угадать, что находится внутри нее. Бауржан соединил два этих провода с лампочкой и батарейкой, после чего лампочка загорелась. Что из перечисленного могло быть в коробочке? A. Резиновый ремешок B. Деревянный карандаш C. Металлический ключ D. Стеклянный стаканчик» Верный ответ С. Демонстрировать знания об использовании оборудования, материалов, различных средств, измерительных приборов и шкал Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур Описывать организмы, физические материалы и естественнонаучные процессы, т.е. демонстрировать знание свойств, структуры, функций и связей Описывать Пояснять (подкреплять) знания о естественнонаучных фактах, связях, процессах и понятиях соответствующими примерами; приводить примеры, иллюстрирующие знание и понимание основных понятий Приводить примеры Давать определения естественнонаучных понятий, узнавать и использовать естественнонаучные термины (словарь), символы, сокращения, единицы измерения и шкалы в соответствующем контексте Определять Воспроизводить знания о естественнонаучных фактах, вязях, процессах и понятиях; перечислять характеристики или свойства отдельных организмов, материалов или процессов Воспроизводить по памяти, узнавать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Виды учебно-познавательной деятельности на «Знание» Найди ошибку.