ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СЕМИНАРУ — ПРАКТИКУМУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕБЁНКА


Развитие и обогащение словаря ребёнка Одна из основных особенностей детей с интеллектуальным недоразвитием – бедность активного и пассивного словаря. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.  Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне. Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Как проводитьзанятия с ребенком по развитию речи? Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. «Подбери словечко» Яблоко какое? сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, чистое, червивое, гнилое «Сравни два яблока» На прогулке расширяйте словарь ребёнка по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы». Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Вслушивайтесь в звуки улицы и природы. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды поможет обогатить словарь по темам «Одежда» и «Обувь». На кухне можно развивать словарь ребёнка по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника». Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял слова за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребёнку соответ-ствующие вопросы. ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия, показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите ребенка к тому, чтобы он повторял ваши слова.   Поручите ребенку посильную помощь на кухне.  В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее. Поощряйте любую речевую активность ребенка. Речевые игры: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот». Игра "Шаги» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Ассоциации» Игра «Придумай рассказ» Играйте с Вашим ребенком в речевые игры! Благодарю за внимание!