Презентация для родителей детей-логопатов Консультация по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях


Консультация по проведению артикуляционной гимнастики.(для родителей) Учитель-логопед: Калинина Т.В. Уважаемые родители! Артикуляционная гимнастика – первый и очень важный этап в постановке звука. Выполняйте её несколько раз в день. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче. Успеха и терпения вам! Правила проведения артикуляционной гимнастики. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка).Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Упражнение №1. Отгадай загадку: Я землю копала, Ничуть не устала. А кто со мной копал, Тот и устал. (лопата) Цель упражнения: выработать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Улыбнись. Приоткрой рот.Положи широкий язык на нижнюю губу.Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти. Язык лопаткой положи.И спокойно подержи.Язык надо расслаблятьИ под счет его держать:Раз, два, три, четыре, пять!Язык можно убирать. Упражнение №2. Доскажи словечко: Платье Машеньке из шелка Сшили нитка и … (иголка) Цель упражнения: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Открой рот.Язык высунь далеко вперед.Напрягай мышцы языка и делай его узким.Удержи иголочку, считая от одного до пяти. Язык в иголку превращаю,Напрягаю и сужаю.Острый кончик потяну,до пяти считать начну.Раз, два, три, четыре, пять!Иголку я могу держать. Упражнение №3. Доскажи словечко: Лицо – циферблат, а стрелки – усы, Голос – звоночек, все вместе - … (часы) Цель упражнения: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон. Покажи левую руку.Покажи правую руку.Открой рот.Высунь узкий язык.Тяни его попеременно то вправо, то влево Тик- так, тик – тук,Влево-враво, влево-вправо,Мой язык скользит лукаво,Словно маятник часов,Покачаться он готов. Упражнение №4. Доскажи словечко: К облакам мы полетели, Вместо крыльев нам … (качели) Цель упражнения: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Улыбнись.Открой рот, как при звуке а.Опусти широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз».Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два».Повтори еще раз. Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.Примечание: первоначально взрослый как бы дирижирует кистью руки, делая поясняющие движения вверх - вниз с постепенным ускорением. На качелях я качаюсь:Вверх – вниз, вверх – вниз,я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упражнение №5. Доскажи словечко: Разгрызешь стальные трубы,Если часто чистишь … (зубы) Цель упражнения: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнись.Приоткрой рот.Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.Если получится, почисти верхние зубы. Чищу зубы,Чищу зубыИ снаружи…И внутри…Не болели,Не темнели,Не желтели чтоб они. Упражнение №6. Доскажи словечко: Мы добились одобренья Банку вскрыть тотчас … (варенья) Цель упражнения: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы. Слегка приоткрой рот.Представь, что ты ешь очень вкусное варенье.Широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. Очень вкусное варенье!Жаль осталось на губе.Язычок я поднимуи остатки оближу. Упражнение №7. Доскажи словечко: Трусит съехать вниз Егорка – Высока из снега … (горка) Цель упражнения: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы. Открой широко рот.Широкий язык опусти за нижние зубы, упрись в них языком.Плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам. Вот так горка, что за чудо!Выгнулся язык упруго:Кончик в зубы упирается,Бока кверху устремляются. Упражнение №8. Доскажи словечко: Красками пахнет наш юбиляр: Тысячный дом покрасил … (маляр) Цель упражнения: отработать подъём языка вверх и его подвижность. Улыбнись.Открой рот.Подними язык к бугорочкам.Води, поглаживая кончиком языка как кисточкой, по нёбу вперед – назад.Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались. Красить потолок пора,пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,язык к небу поднимаем,поведем вперед – назад –наш маляр работе рад! Упражнение №9. Отгадай загадку: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы. (гриб) Цель упражнения: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. Улыбнись.Приоткрой рот.Медленно пощелкай языком.Щелкни языком и присоси (приклей) его к нёбу; из языка получилась шляпка грибка.Открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка гриба из подъязычной уздечки. На лесной опушке,Где жила кукушка.Вырос гриб волнушка –Шляпка на макушке,Звукознайкин в лес пошел,И большой грибок нашел.Вот и нет волнушкиНа лесной опушке. Упражнение №10. Отгадай загадку:На скаку играя гривойСкачет быстро он, красивоНе догонишь никогоИшь как скачет: И-го-го! (конь) Цель упражнения: отрабатывать подъем языка, укреплять мышцы языка, Улыбнись.Приоткрой рот.Пощелкай кончиком языка.Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Я лошадка Серый Бок!Цок-цок-цок-цок.Я копытцем постучу,Цок-цок-цок-цок.Если хочешь – прокачу!Цок-цок-цок-цок! Упражнение «Ступеньки» Цель упражнения: выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.Приоткрой рот.Широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька.Широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька.Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька. Язычок пошел гулятьпо ступенечкам шагать:Раз – широким языкомобними верхнюю губу.Два – широким языком обними верхние зубы.Три – язычок прыгнулза зубы к бугорочками весело попрыгал по нимчетыре раза: д-д-д-д. ПОМНИТЕ!!!Регулярное проведение артикуляционной гимнастики – залог чистого и правильного звукопроизношения. УСПЕХОВ И ТЕРПЕНИЯ ВАМ! Презентацию подготовила: Калинина Татьяна Вячеславовна, учитель-логопед ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»2016г.