Презентация : Формирование навыков грамотного письма методом трёхцветного письма.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район «Формирование навыков грамотного письма связанных с нарушением фонематического слуха у младших школьников методом трёхцветного письма»Учитель начальных классовНаталья Сергеевна Гущина Обобщение опыта Изучены труды педагогов: Николая Александровича Зайцева «Кубики Зайцева» (1989), «Русский для всех» (1991), «Пишу красиво» (1991). Эльконина Даниила Борисовича, Занкова Леонида Владимировича. Николаевой Елены Валерьевны (учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 98», г. Барнаул, Алтайский край). Труды И.Н. Горелова, К.Ф. Седова, Л.В. Сахарного, которые писали о роли текстов в формировании речевой культуры и орфографической грамотности. Дедовой Валентины Андреевны учителя начальных классов МОУ «Ровновская основная школа Вейделевского района Белгородской области»  по теме: «Развитие орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка». В 1999году прошла курсы с правом преподавания «Письмо с секретом» по методике В. А. Илюхиной. Причины безграмотного письма младших школьников.Недостаток развития фонематического слуха современных детей.ОНР (общее недоразвитие речи)Тахилалия – это форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.Дисграфия, в основе которой лежит фонетико – фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприятия звуков речи и несоотнесение звука и буквы.«Процесс письма с полным основанием относится к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности»А.Р. Лурия I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);2) перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;8) замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».Логопатические ошибки на письме Классификация дисграфических ошибок.1. Артикуляторно - акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.2. Акустическая дисграфия (на основе фонематического распознавания, дифференциации фонем)Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие(б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).3. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Характерные ошибки:Пропуски согласных;Пропуски гласных;Перестановка букв;Добавления букв;Пропуски, добавления, перестановки слогов;Слитное написание предлогов с другими словами;Раздельное написание приставки и корня.4. Аграмматическая диграфия.Причиной возникновения- недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.5. Оптическая дисграфия.Причиной возникновения- несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, в-д, б-д, л-м, э-с и др.) Начиная, с первого класса ( как показала практика-это лучшее начало) обучение грамоте, я строю свою работу на уроках, с использованием трёх цветов: синего, красного и зелёного. В прописях и тетрадях учащиеся ведут записи ручками с разными пастами: красной, синей и зелёной, а для записи на доске используются аналогичные цветные мелки. В ходе работы дети «совершают свои открытия»ёжикиУ кошечки белые лапки. У кошечки белые лапки. В ходе работы дети «совершают свои открытия» Мониторинг успеваемости учащихся по русскому языкуШумерлинской средней общеобразовательной школыза период 2006-2010 годыУчебный годКлассПредметКол-во учащихсяУспеваемость%Качество знаний%2006 - 20071Русский язык610002007 - 20082Русский язык610083,42008 - 20093Русский язык61001002009 - 20104Русский язык61001002008 - 20093Русский язык4100752009 - 20104Русский язык410075 Мониторинг успеваемости учащихся по русскому языкуМБОУ СОШ №3 г. Тихорецка за период 2015 -2016 годы На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы:Учащиеся двух испытуемых классов значительно отличаются интеллектуальной и познавательной активностью.Работу по формированию навыков грамотного письма для детей, имеющих физиологические несовершенства звукопроизношения и фонематического восприятия можно научить грамотному письму используя метод трехцветного написания, используя зрительное восприятие. Для детей имеющих общее недоразвитие речи этот метод так же приемлем с целью формирования навыков грамотного письма на основе изучения фонем.У детей развивается орфографическая зоркость, внимание, мышление, память. Все составляющие успешного овладения учебным материалом.Для объективности и чистоты эксперимента необходимо сотрудничество и преемственность, и пересмотр норм оценок для детей с ОВЗ обучающихся в общеобразовательных школах. Список использованной литературы:Арсентьева , М.О. О развитии орфографической зоркости младших школьников. Начальная школа.- 2005.-№4. – с.28. Брагинский В. Почему не каждому дается грамота?// Начальная школа. – 2005. Ворончиев О.Е. Какие заблуждения ждут их искоренения, или Что нам препятствует пока понять законы языка. // Начальная школа. – 2005. - №8. Жиренко, О.В., Гайдина, Л.И. Учим русский с увлечением. М., 2005. Кузнецова М.И. Учись писать без ошибок. – Москва :Издательский центр «Вента-Граф». 2005г. Львов М. Р. «Правописание в начальных классах» Издательство: АСТ Изд-во-2001 Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - М.: Academia, 2002.Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2001г., 192 с.; 21 см. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе. – М.: Аркти, 200Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org Идейный вдохновитель: Дульцева Татьяна Васильевна, учитель - логопед. Метод обучения «трёхцветное письмо» в средствах массовой информации, в методических разработках, в сети Интернет, мне не встречался.Спасибо за внимание!