Презентация на тему «Учебники литературы автора — составителя профессора Г.С. Меркина под призмой ФГОС». «Круглый стол» в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы ВОИПКиПРО


Учебник «Литература» Г.Меркина под призмой ФГОС Филиппова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ лицей №4 г. Воронеж Требованияк структуре основных образовательных программ Требованияк результатам освоенияосновных образовательных программ Требованияк условиям реализацииосновных образовательных программ Новая формула образовательных стандартов: система требований Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояние ГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособность СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешность Предметныеосвоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметныеосвоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностныеготовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции,личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций Требования к результатам – системообразующая составляющая ФГОС НОО Темы уроков Рубрика«Для вас, любознательные» Краеведение Рубрика «После уроков» «Университеткультуры» Темы уроков «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературыМ.Ю.Лермонтов. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино» «Война и дети» (урок внеклассного чтения по фрагменту романа А.Толстого «Война и мир») Э.Пашнев. Любовь к родине – главная тема повести «Доктор Крауклис»Тема чести в романе А.Лиханова «Мой генерал»«Уходит жизнь, приходит память. И память возрождает жизнь». Урок по повести А.Лиханова «Последние холода» Рубрика«Для вас, любознательные» Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов… Магдалина Ив. Сизова написала о М.Ю.Лермонтове роман «Из пламя и света». Краеведение Рубрика «После уроков» Найдите в библиотеке книги с легендами и преданиями вашего края. Прочитайте их. О наиболее интересных расскажите на классном часе.Подготовьте заочную экскурсию в Тарханы.Подберите фотоматериалы для выставки «По некрасовским местам» Театр кукол «Шут» «История Воронежского края с глубокой древности до конца ХХ века»«Жизнь и творчество А.А.Дурова»«Народный костюм Воронежской губернии» «Искусство древнего мира» (предметы Древнего Египта, античности) Рубрика «Пофантазируем» Рубрика «Вопрос психолога» Интегрированные уроки Вы познакомились с большим числом пословиц. К одной, двум из них сделайте рисунок. Подумайте: ваш рисунок будет иллюстрировать прямое или переносное (иносказательное) значение пословицы? («Пословицы и поговорки») Составьте начальные кадры для диафильма «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Подумайте над последовательностью кадров, расположением и оформлением текста и рисунка в каждом кадре. Назовите строфы стихотворения, которые обязательно войдут в ваш фильм в виде титров. По словарю определите значение слова титр. (М.Ю. Лермонтов. «Бородино») Создайте иллюстрации к наиболее комичному, с вашей точки зрения, эпизоду «Ночи перед Рождеством» Предположим, вам необходимо создать мультфильм по рассказу «Муму». Какие эпизоды вы для него отберете? Сделайте подписи (титры) к двум-трем кадрам. (И.С.Тургенев. «Муму») Определите, как меняется настроение царицы при разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения. Которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями. Рубрика «Пофантазируем» Рубрика «Вопрос психолога» Очень важную роль для создания настроения грусти, печали играет интонация. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Зимняя дорога». Обозначьте те места в тексте, которые прежде всего помогут передать состояние героя и особенность зимнего пейзажа. («В мире пушкинских стихотворений о природе») Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трех эпизодов: №Петькины дни тянулись … однообразно», «На даче», «Опять в парикмахерской». С помощью каких изобразительных средств оно передается писателем? (Л.Андреев. «Петька на даче») Выпишите слова, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией нужно читать эти строки? (Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети») Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивается грустное настроение царицы? (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…») Как вы думаете, почему основное настроение стихотворения – это грусть, печаль? Она трагична или светла? (А.С.Пушкин. «Зимняя дорога») Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдет. Почему он поступил именно так? Только потому, что мать его была небогатым человеком? (Л.Н.толстой. «Кавказский пленник») За что осуждает баснописец Ворону?Кто больше достоин порицания: Ворона или Лиса? Напишите записку или письмо хвалебного или шуточного характера, состоящее из пословиц или поговорок. («Живое слово», «Пословицы и поговорки») Составьте кроссворд «Боги древних славян» и предложите его разгадать соседу по парте. Он, в свою очередь, тоже должен предложить вам свой кроссворд. Выиграет тот, кто отгадал больше слов. («Славянские мифы») Одно из любимых в народе деревьев – береза. Попробуйте провести «березкину неделю», каждый день которой будет посвящен этому дереву. Например: 1-й день – конкурс чтецов стихотворений. Девиз: «Сколько берез уже прошумело в русской поэзии» (Я.Смеляков). 2-й день – конкурс рисунков. Девиз: «В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике… (А.Прокофьев). Рубрика «После уроков» Придумайте вопросы и задания для литературной игры «Что? Где? Когда?» и викторины «Тарханы – Москва», «На поле Бородина». Проведите викторину и литературную игру. Подберите материал для фотовыставки «По некрасовским местам». Проведите фотовыставку. Найдите в библиотеке книги с легендами и преданиями вашего края. Прочитайте их. О наиболее интересных расскажите на классном часе. («Славянские мифы») Интегрированные уроки Литература Мифы разных народов о слиянии человека с природой Экология Экскурсия в Воронежский биосферный заповедник «Под сенью Усманского бора». Русский язык Типы речи. Стили речи. Художественный стиль. Риторика Создание мифа об осени Музыка Интегрированные уроки Литература Русские поэты о разных породах деревьев Экология Экскурсия в Воронежский биосферный заповедник «Уникальные деревья нашего края». Русский язык Стили речи. Публицистический стиль. Риторика Создание сказки о яблоне. Создание речи размышления «Береза – символ России» Музыка «Малиновый звон» (А.Морозов, А.Поперечный) Интегрированные уроки Литература Отражение красоты природы в стихах поэтов ХХ века Экология Экскурсия в Воронежский биосферный заповедник «Обитатели Красной книги». Русский язык Стили речи. Публицистический стиль. Комплексный анализ текста «В защиту трав» Риторика Создание речи обращения «Помоги природе выжить!» Создание письма-обращения «Останови жестокую руку!» Музыка «Травы, травы…» (В.Шаинский, И.Юшин) Интегрированные уроки Литература «Братья наши меньшие» Экология Экскурсия на Хреновской конезавод «Уникальному конезаводу – более полувека»«Наука о лошадях» Русский язык Подготовка к сочинению по личным впечатлениям Риторика Создание речи сообщения «Мои зверята» Музыка Творческие группы Лингвисты Киноведы Художники Музыканты Литературоведы Лингвисты Киноведы Музыканты Художники Литературоведы Картины родной природы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»Любовь к родной природе в поэзии А.БлокаТемы природы и приемы ее реализации в стихотворении И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»Восприятие главным героем природы и окружающего мира в рассказе И.Бунина «В деревне»С.Есенин. Единство человека и природы в лирикеОтражение красоты природы в стихах поэтов ХХ векаН.А.Заболоцкий и его любовь к природе в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…» В рамках фестиваля «Березкин день»: конкурс фотографий. Девиз: «Березы – это женщины» (И.Снегова)Конкурс стихов и прозы, созданных учащимися. Девиз: «Березовая мозаика»Конкурс поговорок, пословиц, примет. Девиз: «Дерево чуда и загадок» Интегрированные уроки Индивидуальная работа Групповая работа Напишите записку или письмо хвалебного или шуточногохарактера, состоящее из пословиц и поговорокСочините басню, использовав мораль одной изпонравившихся вам басенПодготовьте по ключевым словам – писатель, книголюб, читатель, человек – пересказ статьиКаким вы представляете себе Л.Н.Андреева после чтениявоспоминаний К.И.Чуковского. Попытайтесь устно воссоздатьпортрет писателяСформулируйте 2-3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской»На основании предварительных наблюдений сформулируйтеВывод: зимняя природа в стихотворениях С.Есенина воссоздана сдержанно, скупо или … Мультимедийные презентации Просмотр видеофильмов или видеофрагментов Использование звукописи В мире пушкинского словаВ мире некрасовского слова Писатели о русском языке Живое слово Напишите небольшой рассказ, который уместноЗавершить одной из приведенных ниже пословиц,Озаглавьте свое сочинение.Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.На хотенье есть терпенье. Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.Топор своего дорубится. Прочитайте. Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении. Елисей, не унывая,К ветру кинулся, взывая:«Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине моря,Всюду веешь на просторе <…>(«В мире пушкинского слова») Прочитайте фрагмент стихотворения, начинающийся словами, «Ну ж был денек…» Какой повторяющийся гласный звук создает впечатление, что мы слышим звук пролетающего ядра? Как называется повторение одинаковых звуков? Какую роль это образное средство играет в тексте? («В мире лермонтовского слова») Какова выразительная роль повторяющегося звука [у], свистящего [с] и шипящего [щ] в стихотворении? Сочетания каких согласных звуков использует поэт в последних строках стихотворения для создания весны? (С.Есенин. «Поет зима – аукает…») Звукопись Очень важную роль для создания настроения грусти, печали играет интонация. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Зимняя дорога». Обозначьте те места в тексте, которые прежде всего помогут передать состояние героя и особенность зимнего пейзажа. («В мире пушкинских стихотворений о природе») Определите, как меняется настроение царицы при разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения. Которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями. Выпишите слова, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией нужно читать эти строки? (Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети») Интонация Задания учебника: Средства художественной выразительности Наблюдение над цветообразами