Презентация по русскому языку «Учение с увлечением»


Стихотворные правила на мзучаемые орфограммы в V-VII классах Учение с увлечением Презентация создана учителем русского языка и литературыМБОУ «СОШ №80 г. Владивостока»2014 год Актуальность работы Не секрет, что многие школьники не любят уроки русского языка. Это связано прежде всего с тем, что надо запоминать слишком большое количество правил. Я предлагаю своим ученикам стихотворные правила, которые составила на те орфограмм, что изучаются в V-VI кл. Многие ребята с удовольствием их заучивают. Цель работы Помощь учащимся запомнить правила, необходимые для выработки орфографической грамотности Сделать уроки русского языка интересными, творческими, запоминающимися… Безударные гласные в корне, проверяемые ударением(орф.№1) Если буква у тебя вызовет сомнение, Ты немедленно её ставь под ударение.Например: лиса в лесу как-то заблудилась.В лес на выручку лисы много лис явилось.Эти лисы в лес зашлиИ лисят в кустах нашли. Непроверяемые гласные и согласные в корне (орф.№2) Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.Удареньем бесполезно их запомни проверять.Помнить надо те слова и не путать никогда.Не ленись в словарь взглянуть-Это к грамоте твой путь.Апельсин, арена, здесьОрфограмма эта есть.И в конфете притаилась, в пианино закатилась. В баскетбол идёшь играть, но про т не забывать.На футболе не зевай, букву т не потеряй.-Всё запомнил? -Повтори!Орфограмму заучи. Проверяемые согласные в корне слова (орф.№3) «Дуб» ли, «год» ли разберись, Ответ дать не торопись.Докажи сначала мне,Что напишешь ты в конце.Дуб – дубы, а год - годаПишем букву д тогда.Значит просьба – попросить,А ходьба будет ходить.-Всё понятно?-Повтори!Орфограмму заучи. Непроизносимые согласные в корне слова (орф.№4) И ужасно, и опасно Букву т писать напрасно.Всем известно, как прелестноБукву т писать уместно.А проверить?Известить.Грустно станет – загрустить.Поздно – значит опоздать;Здравствуй – здравия желать. Буквы и, у, а после шипящих (орф.№5) Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.После всех шипящих букв:После ж и после щ, после ч и после ш.Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.Пищать начали щурята: шиповника маловато.Парашют, жюри, брошюраПиши с ю, как имя Юра. Разделительный ъ и ь знаки (орф. №6) Соловьи, семья, друзьяПиши Ь всегда.Объявленье, съёмка, въездЪ напишем здесь. Ъ не обделяй, им приставки отделяй.В корне пишем- это правило пустяк. Раздельное написание предлогов с другими словами (орф.№7) Приставки пишем слитно-То правило просто Предлоги же раздельно-Известно всем давно.По опушке бродит волкПо, понятно вам, предлог.Прокрадётся он в село - Про – приставка. Повезло.Но овцу он не унёс:Встретил волка старый пёс.Из – под дома,Из – за туч-Чёрточку не позабудь Употребление Ь на конце существительных после шипящих (орф.№8) В женском роде пишем смело Ь-Вперёд за дело.Не забудь о том, что рожь,Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;Им подобные слова Любят Ь всегда.Но вот луч, и ёж, и врачИных требуют задач.Ь здесь не пиши,Вспомнить правило спеши.Род мужской не подведёмЬ прибережём.Мы напишем: «Из–за туч выглянул последний луч.Помощь вовремя пришла,Молодёжь плясать пошла». Употребление Ь для обозначения мягкости согласных(орф.№9) Хищный, мощный и кончать Ь нельзя писать. Мостик, гвоздик и очки Ь не пишешь ты. Но болельщик, вскользь, возьмём Ь опять вернём Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-) (орф.№10) Ты запомни, что у нас Правило одно:Не меняем никогда За-,над-, под-, о-, до -.Все приставки заучите,Слова правильно пишите. Надпись, сделать, посидеть, Телевизор посмотреть.Забежит к тебе Дружок - Отдай последний пирожок! Буквы з- и с- на конце приставок (орф.№11) Из-, ли, ис-, ли, раз- и рас-? Объясню я вам сейчас. Напиши, дружок, ты з Перед б, г, д, в, ж. Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з. Извергаться, разжимать, пишем букву з, Но рассвет, искать, всплакнуть пишем только с. Буквы–о, -а в корне -лаг-, -лож- (орф.№12) Если после корня -а, В корне а пиши всегда. Предлагать, предполагатьДолжен правило ты знать. Отложить и изложить Букву о здесь не забыть. -Всё запомнил?-Повтори.Орфограмму заучи Буквы о-а в корне -раст- -рос- (орф.№13) Подросла сирень в саду, Я с растеньем к вам иду. Корень –рос- влюбился в о, Ему очень повезло. Там, где есть –ст- и –щ-,Пишем только букву а. Кустик быстро подрастал, Летом вишенкою стал.Исключение: росток Мы напишем через о. Буквы ё-о после шипящих в корне слова (орф.№14) Зашипеть захочешь ты,Букву ё в корне пиши.Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка. Но не путай: шов, трущоба, Шорох, шоколад, обжора.Запомни те слова один раз и навсегда. Буквы ы-и после ц (орф.№15) Помни, что в словах на -ция Пишем ия, слаша ыя.Милиция, полиция, рация, акация.И с корнями разберись. Поставить и поторопись. Цифру дали циркачу, Цинга не страшна силачу. Но запомни-ка слова И не путай никогда.Цыган с цыганкою дружны. Стоят на цыпочках с ребёнком, Не смея цыкнуть на цыплёнка. Прописная буква в именах собственных (орф.№16) Во Владивостоке я родился, С Сашей в школе подружился.С Ивановым мы друзья, Не любить его нельзя.Подарил он мне котёнка Я назвал его Сластёнка.Все названья рек, морей,Теплоходов, кораблей, Городов и островов-Имя собственное яПишу с прописной буквы, друзья. Буквы Е и И в окончаниях имён существительных (орф.№17) Падежи разные у нас, но трудны они подчас. Родительный, дательный да ещё предложный.Е и И запутались, сложно, но возможноРазобрать, где Е, где И, вот, пожалуйста, смотри.У 3-его склонения есть только буква И: вещи, вещи и ещё раз о вещи. Но о море во 2-ом (легче не бывает!). Страны, стране в стране родной друг мой проживает. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и прилагательных (орф.№18) Недоволен я скворцом, Недоволен я грачом. Букву О писать должны, Понимаешь это ты? Но с товарищем моим Мы за птицей последим. Принесла та наконец Букву Е к себе в конец.Буква О под удареньем, Буква Е без ударенья. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных (орф.№19) Каким утром вышел я воздухом дышать?Ранним. Значит, будем мы букву И писать.В синеве (какой?) душистой пахнет ландыш серебристыйНе ленись вопрос задать, чтобы правильно писать. Краткие прилагательные с основой на шипящий (орф.№20) Могуч, пахуч, дремуч, тягуч. Прошу: здесь Ь не мучь!Краткие прилагательные должен ты знать,Но мягкий знак не надо писать! Не с глаголами (орф. №).21 Не берёг, не знал, не видел. Не, случайно, не обидел?Не раздельно напиши и соседу подскажи. Ненавижу, негодую Здесь без не я жить не буду. Потому что без неё Я не стою ничего Ь после шипящих в неопределённой форме глаголов и во II-ом лице ед.ч. (орф.№22) Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?У глагола право есть взять всё то, что захотеть. А ведь наша буква Ч любит Ь вообще.Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь, Испечь что-то и сберечь, а потом опять прилечь. Ты рисуешь и поёшь, с Ь ты живёшь. У II-ого же лица Ь пиши всегда -тся и –ться в глаголах (орф.№23) Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться. Коль в вопросе Ь, не забудь о нём, чудак.Но купается мой брат, кувыркается солдат, Улыбается отец: «Подскажи-ка мне конец?» Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.Что он делает? Смеётся, улыбается, клянётся.Что же делает солдат? А отец? А ты? А брат?Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь? Буквы Е-И в корнях с чередованием (орф. №24) Если после корня а, В корне И пиши тогда. Расстилала, собирала, Запирала, отпирала. А без буквы этой а Только е пиши всегда. Расстелила, заперла, Заблестела, замерла. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения (орф.№25) Ко II же спряженью Отнесём без промедленья Все глаголы, что на –ить, Исключив стелить и брить. И ещё: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, и зависеть, и терпеть.Брить, стелить мы исключим,В спряженье первое включим!А глаголы все на –еть, -ять, -уть, -ыть, -атьТолько первого спряженья,Их не надо забывать Спасибо всем Литература Использованы возможности Интернет-ресурсов (рисунки)