Перезентация на тему: Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических процессов.


Сказкотерапия как способ работы с детьми по развитию психических процессов Что такое сказкотерапия?Сказкотерапия–это комплексная деятельность с детьми, которая включает в себя работу с эмоциями и чувствами, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; это и формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; это и развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния. Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, позволяет смягчить поведенческий негативизм, способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях. Эффективность метода сказкотерапияСказкотерапия – естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними. Через сказку происходит передача культурного и художественно-образного наследия человечества. Принципы:Донести до сознания информацию о базовых жизненных ценностях;Накопления, восстановления, познания Жизненной Силы;Многогранности, изменение отношения человека к ситуации происходит за счёт рассмотрения наибольшего спектра её граней; Связь между реальностями, баланс между реальностью социальной и психической. Задачи сказкотерапии:Расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребёнка.Стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы.Отработка механизмов саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения.Устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе.Усвоение общепринятых норм общения с другими детьми. Актуальность направления сказкотерапияПрименяется в коррекционной работе детьми, имеющих сложную структуру нарушений, с помощью сказкотерапии: - психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;- обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у лиц с трудностями общения;- формирование творческого потенциала детей через сказки – драматизации;- преодоление чувства страха и неуверенности через сочинение сказочных сюжетов и драматическое их проигрывание. Определение цели и задач курса по сказкотерапии. Зависит от возраста, индивидуальных особенностей, поведения детей, также причин назначения. При постановке сказкотерапии ставятся как воспитательные, так и психотерапевтические цели.  Подбор сказки, места проведения и подготовка к проведению к сказкотерапии: Подбираются сказки, исходя из цели курса. В работе используются: народные сказки, авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медиативные сказки. Начало образовательной деятельности. Повторение предыдущего НОД, обязательно вспоминаем, чему научились на прошлом НОД, какие выводы сделали, где и как можно использовать новый опыт. Ритуал «входа» в сказку. Использую любое коллективное упражнение на сплочение. Чтение сказки. С каждой сказкой работаю поэтапно в течение некоторого времени, чтобы дети смогли переработать, осмыслить информацию, уловить суть рассказанного.   Обсуждение сказки. Беседуем о сказке. Обсуждаем положительные свойства персонажа. Обязательно включаю в занятие упражнения с руками, включаю минутки уверенности. Обсуждаем ситуации в сказке, где можно использовать в жизни приобретенный опыт. Пересказ. Учимся пересказывать сказки – это всегда конкретный опыт - преодоление страха, приобретение знаний и отработка определенных навыков.  Ритуал «выхода» из сказки. На данном этапе важно закрепить новый опыт, подготовить детей к взаимодействию в привычной социальной среде. Рисование, лепка или аппликация и обсуждение. Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы. После рисования (не обязательно сразу же) предметом обсуждения становится сам рисунок. Содержание рисунка может много сказать о реакции ребенка на сказку. Драматизация или «проигрывание» сказки. При проигрывании участие в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения, а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение. Через регулярное проведение сказкотерапии у детей формируется доброжелательное поведение, навыки управления собственными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения, дети учатся делиться своими переживаниями, размышлять, фантазировать, а главное развивается чувство эмпатии, сопереживания, групповой сплоченности, снижается тревожность, исчезают страхи. Кроме того процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Организация сказкотерапевтического процессаМетафорический материал сказки должен постепенно влиять на поведение ребёнка, стимулировать его мыслительные способности и активировать творческий потенциал. Спасибо за внимание!