Образ Пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и в фольклоре


Образ Пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и в фольклоре Автор: Абаева Гульнара Анасовна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №66» г.о. Тольятти Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. «Пиковая дама» – изящный анекдот или начало новой русской прозы?» Анненков П.В. «Пиковая дама» произвела при появлении своем всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением…» «Пиковая дама» – собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, ее воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно, это не повесть, а анекдот. … Но рассказ – повторяем – верх мастерства. Белинский В.Г. Сенковский О.И. Из письма к Пушкину:«Вы создаете нечто новое, Вы начинаете эпоху в литературе… Вы положили начало новой прозе, - можете в этом не сомневаться» “Фантастическое, должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал “Пиковую даму” – верх искусства фантастического <…> Вы верите, что Германн действительно имел видение…”. Достоевский Ф.М. Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. Голицына Н.П. Пиковая дама в фольклоре Дамы как фигурная масть – особенность французских карт, которые вошли в русский культурный обиход в XVIII веке и сразу же, по французскому образцу, прибрели своеобразное романтическое значение в гадании. Гадательные значения переходили и в карточный жаргон, где пиковая дама обычно была символом старухи или «злодейки», всегда отрицательного женского образа. Пиковая дама предстает перед детьми в виде демонической женщины, «литературной» колдуньи. Как и в пушкинской повести, в детском фольклоре она многопланова: это и карта, и женщина одновременно. Мифопоэтический образ лестницы или дороги становится связующим звеном между мирами. Лестница - самостоятельный ритуальный предмет, который осуществляет связь-медиацию между верхним и нижним мирами. Пиковая дама чаще всего появляется из зеркала, окна, иголки/ булавки, которые становятся для нее «мостом», соединяющим «свой» и «чужой» миры. Что такое карты Таро? Карты Таро - система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV—XVI веке, в наши дни используется преимущественно для гадания. Образ пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Известно, что эта игральная карта часто используется в гаданиях и ассоциируется с несчастьем или неудачей. В самом названии повести уже есть намек. Прочитав название, читатель уже подготовлен. Пиковая Дама означает тайную недоброжелательность (Новейшая гадательная книга) Старая графиня Анна Федотовна — восьмидесятилетняя старуха, в доме которой воспитывается бедная родственница Лизавета Ивановна; хранительница тайны «трех карт»; олицетворение судьбы. Впервые появляется перед читателем в образе молодой властной красавицы, в дымке легендарного «анекдота» шестидесятилетней давности, «открывшей» внуку тайну трех карт, некогда поведанную ей Сен-Жерменом. «Молодая напудренная красавица с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах». Банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами, полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой; веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны — богатой светской дамы, с другой стороны — отживающей свой век гордой старухи. «Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма» «Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились» «Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слыхала» В образе ожившей (и, несомненно, демонической) карты, олицетворяющей Судьбу, с которой нельзя играть, сошлись все разнообразные облики, в которых представала перед читателем С. Г.: равнодушная Московская Венера (на картах дамы изображались обычно «в стиле» французского XVIII в.); красавица с портрета; подмигивающий труп старухи. Прототипом зловещей старухи стала реальная особа – княгиня Наталья Голицына (урожденная Чернышева) Особняк на пересечении ул. Гороховая, 10 и ул. Малой Морской, 10 в Санкт-Петербурге когда-то принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной. Именно этот особняк стали называть домом Пиковой дамы. Если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт “Пиковая Дама”. Спасибо за внимание!