Система социальной реабилитации с использованием анималотерапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта


Система социальной реабилитации с использованием анималотерапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллектаГосударственное учреждение Республики Марий Эл«Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

«… Чудо находится в самих детях, только нужно его заботливо и с любовью взрастить …»Е.А. Пожиленко
Любое общество, которое задумывается о своем будущем, придает особое значение воспитанию подрастающих поколений. Именно дети составляют важнейшую заботу государства, его гордость и воплощают чаяния на достойное, благополучное положение в мире

Анималотерапия (от латинского animal — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Положительное действие животных на больного человека подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше — это научный факт. При этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев.
style.rotation История анималотерапииАнималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади.В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды.Уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевтического процесса.Как самостоятельный метод анималотерапия начинает приобретать популярность со второй половины XX века.Пионером этого метода является Борис Левинсон, американский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году. В 1982 году в США прошла первая международная конференция Всемирной организации здравоохранения на тему «Взаимодействие человека и животных» в которой было признано, что живые существа рядом с нами приносят огромную пользу, Анималотерапия в наше время признана во всех развитых. В программах анималотерапии принимают участие медики, социальные работники, психологи.



Виды анималотерапииНенаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.Направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам.Иппотерапия — это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапия — это эффективная лечебная физкультура. С конца 50-х годов её начали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды.Дельфинотерапия — дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии. Общение с дельфинами помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение. Канистерапия — вид анималотерапии с использованием собак.Фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек.  Апитерапия — лечение пчелиным ядом.Гирудотерапия — лечение медицинскими пиявками.Использование других животных — все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтический эффект в этих случаях несколько ниже.




Функции анималотерапии










Функции анималотерапии



Одним из методов коррекции личностного развития детей-инвалидов с ограниченными возможностями является лечебная верховая езда (ЛВЕ) – иппотерапия

Фундаментальный аспект воздействия конной терапии на детей с психологическими (умственными) поражениями – приспособление к ритму. Необходимость приспособления к ритму заставляет работать связки, суставы, особенно в области бедер, позвоночного столба, плеч. Тело посылает в мозг массу информации. Восприятия, идущие от мышц, суставов и т.д. у всадника очень отличаются от восприятий человека, стоящего на ногах. Эти непривычные сигналы завязывают новые нервные связи, которые будут способствовать реабилитации

Один из самых ярких представителей французского Просвещения, философ и ученый Дени Дидро, обозревая достижения современных ему наук, в своей «Энциклопедии», вышедшей в свет в 1751 г., в трактате «О верховой езде и ее значении для того, чтоб сохранить здоровье и снова его обрести», пишет:«В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надеж-ным и эффективным способом поддержания пошат-нувшегося здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, пер-вое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях».
Лечебная верховая езда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушений вертикализации, тренировку вестибулярного аппарата, а также на развитие эмоционально-волевой сферы.
style.rotation
style.rotation
style.rotation Начало занятиям верховой ездой с инвалидами в России было положено в 1991 году, так что уже 12 лет в России используют верховую езду для реабилитации детей и взрослых с особенностями развития.К сегодняшнему дню иппотерапия применяется более чем в 45 странах, объединенных в Международную федерацию верховой езды для инвалидов (FROI). Одной из задач Международной федерации является разработка стандартов обучения специалистов.Решение этого вопроса чрезвычайно актуально для России, где уже более чем в 64 регионах проводят занятия верховой ездой с инвалидами.

В реабилитации применяются комплексные мероприятия: медицинские, учебно-образовательные, социально-психологические, творческо-трудовые, оказывается гармонизирующее воздействие на эмоциональное, физическое состояние ребёнка, побуждающее воздействие, направленное на преодоление его недуга, стимулирующее самостоятельные активные действия, то есть создаются условия для физической, психо-эмоциональной, социально-личностной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество ЛВЕ является минимально дозированным стрессом, позволяющим ускорить, а в некоторых случаях и качественно изменить состояние психики и психических процессов, что будет способствовать более успешной интеграции детейЛВЕ обеспечивает формирование правильного восприятия схемы тела и образа тела, тем самым уменьшая разрыв между идеальным образом тела и реальным, что приводит к снижению возможности возникновения невротических состояний 1996 год - первая лошадь (пони) Трюфелька1997 год – предприниматель Петров А.В. подарил жерёбую кобылу Ласточку1993 год – детский дом участвует в Специальном Олимпийском движении, на базе п.ЮбилейныйДетский дом-интернат является членов «Национальной Федерации ЛВЕ и конного спорта инвалидов», участвует в проводимых на эту тему конференциях и семинарах

Лошади детского домаПетергофт – жеребец арабской породыМаэстро – жеребец местной породыБриз – жеребец будёновской породыОсвея – кобыла – терской породыМистика – кобыла местной породыБром – мерин местной породыБирюса – кобыла полукровкаПирамида – кобыла полукровкаБабочка – кобыла полукровкаПилигрим – полукровкаГармоника – кобыла местной породыАполлон – жеребец местной породыАргун – жеребец орловской породыРеплика – кобыла местной породыСкрим – мерин полукровка
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y







Перед занятиями ЛВЕ проводится большая подготовительная работа в кабинете ЛФК. Были разработаны комплексы специальных упражнений. Предварительным условием для занятий ЛВЕ является то, что ребёнок должен быть способен сидеть на лошади верхом благодаря подвижности в суставах, которая обеспечивалась предварительно в кабинете ЛФК. Здесь же осуществлялся психологический настрой перед занятиями ЛВЕ
style.rotation
style.rotation
style.rotation В кабинете ЛФК ведётся предварительная подготовка, включающая в себя подсаживание на мяч, на модуль, имитирующий спину лошади, гимнастику на полу, для укрепления всех мышц, в особенности мышц спины, плечевого пояса, формирования правильной посадки. Периодически проводится курс массажа, водолечения, физиопроцедуры. Дети занимаются в тренажёре «Гpoccа»

style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y Программа реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через ЛВЕI этап – подготовительныйII этап – адаптационныйIII этап – лечебныйформирование контроля за положением головы и её движениемразвитие цепного выпрямительного рефлекса и стимуляция захватастимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации



Разработаны программыПрограмма для занятия ЛВЕ с детьми с нарушениями осанки, сколиозом I степениПрограмма реабилитации детей с энурезом через ЛВЕПрограмма по ЛВЕ для часто болеющих детейПрограмма по ЛВЕ при гипертонической болезни


С целью организации занятий по ЛВЕ при Савинском детском доме была создана конноспортивная секцияРазработана десятинедельная тренировочная программа (лошадь-тренер-всадник)Занятия проходят в течение двух часов три раза в неделю


Оценка результативности
Оценка результативности

Оценка результативности

Участие в соревнованиях1995 – Специальные Олимпийские игры в США, г. Нью-Хевен1999 – США, г. Рэйли2000 – Специальные Олимпийские игры Европы в Нидерландах2001 – Чемпионат России по конному спорту2002 – Соревнования по конному спорту финноугорских народов в Марий Эл



Участие в соревнованиях2003 – Специальные летние Олимпийские игры в Ирландии, где 3-х кратным чемпионом мира стал Баданин Дмитрий, а российская команда конников привезла 16 медалей, из них 5 медалей у спортсменов детского дома-интерната2007 – 28 сентября по 12 октября воспитанник Дайсанов Дамир принимал участие в летних Специальных Олимпийских игра в Китае в городе Шанхай2007 – 3 Всероссийская спартакиада детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Республика спорт» г.Москва2010 – Российские Специальные Олимпийские игры в республике Марий Эл


style.rotation
style.rotation «Ребёнок приобщается к духовной и эстетической культуре созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности…»А.С. ЗапорожецСпасибо за внимание!