Урок в 10 классе Языковые особенности публицистического стиля


урок русского языка в 10 классеучитель русского языка и литературыМОБУ СОШ д.НиколаевкаСтарцева Маргарита СергеевнаТема: «Языковые особенности публицистического стиля»

Цель: 1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.2. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. 3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.

Словарная работа ..пл..дисменты, вд..хновлять, д..структивный, ко(л,лл)едж, д..стоинство, п..л..м..зировать, ун..чтожать, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, п..рламент, ко(м,мм) юнике, ..(п,пп)..нент, ц..в..л..зация, кр..миногенный, к..(м,мм)уникативный, ко(р,рр)умпированный, к..нсенсус, журнали(с,ст)ское ра(с,сс)ледование, публ..цистика, ..ратор.

Аплодисменты, вдохновлять, деструктивный, колледж, достоинство, полемизировать, уничтожать, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, парламент, коммюнике, оппонент, цивилизация, криминогенный, коммуникативный, коррумпированный, консенсус, журналистское расследование, публицистика, оратор.Проверь себя

Запомни Деструктивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный Криминогенный -чреватый преступлениями Коммюнике -официальное сообщение по вопросам международного характера Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни


Стили речиРазговорный Книжные:1)художественный;2)официально-деловой;3)научный;5)публицистический.
Публицистический стильФункцияСфера примененияЗадачиХарактеристикаРассматриваемые проблемы Публицистический стильФункцияВоздействие, агитация и пропаганда.Сфера примененияЗадачиХарактеристикаРассматриваемые проблемы Публицистический стильФункцияВоздействие, агитация и пропаганда.Сфера примененияВыступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.ЗадачиХарактеристикаРассматриваемые проблемы Публицистический стильФункцияВоздействие, агитация и пропаганда.Сфера примененияВыступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.ЗадачиПередача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.ХарактеристикаРассматриваемые проблемы Публицистический стильФункцияВоздействие, агитация и пропаганда.Сфера примененияВыступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.ЗадачиПередача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.ХарактеристикаПризывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность информативной насыщенности.Рассматриваемые проблемы Публицистический стильФункцияВоздействие, агитация и пропаганда.Сфера примененияВыступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.ЗадачиПередача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.ХарактеристикаПризывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность информативной насыщенности.Рассматриваемые проблемыполитические, философские, нравственные, бытовые, социальные Лексические особенностислова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилейМорфологичес-кие особенностисуществительные в родительном падеже, активны причастия и деепричастияЯзыковые средства Эмоциональные средства выразительности Эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном смыслеСинтаксические особенности Риторические вопросы и восклицания - повторы, синтаксический параллелизм - присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения - вводные слова и предложения - причастные и деепричастные обороты - сложные синтаксические конструкции - распространённые обращенияЯзыковые средства Работа с мини- текстами1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
ppt_xppt_y
3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек.4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру. Сократ (470-399 гг до н.э.)1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Гесиод (720 г до н.э.)2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Египетский жрец (2000 лет до н.э) 3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек. Развалины Вавилона (3000 лет ) 4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру. Работа с текстомКакую проблему поднимает автор в тексте?Каким эпитетом автор обозначает поднятую тему?Назовите основные мысли.Определить тип текста.Определить стиль текста.Выписать тропы (I вариант)Выписать фигуры (II вариант) Сегодня я узнал… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Подведение итогов
Подведение итоговЗачем необходимо знать языковые особенности публицистического стиля.Зачем нам нужно это умение?Что общего у художественного и публицистического стиля?
Домашнее задание Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту. Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором. Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ 1.ВступлениеА) Начать с размышления по поводу прочитанного Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …) Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е , на которыми можно бесконечно рассуждать) В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?).Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает , отмечает важность….2.Комментарийа) Содержание 1-2 предложениями 3 Вырази своё отношение к проблемам.Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример)С автором нельзя не согласиться в том, что 4.Вывод





РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему).Я согласен с автором. Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразнаМанера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством словаТочка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д. Словарь синонимов Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление.Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в душу.Интересный - увлекательный, занимательный, любопытный.Описывать - обрисовывать, очерчивать.Изображать - показывать, рассказывать о , знакомить с , вводить в…Автор-поэт, писатель, прозаик, художник слова.