Презентация Раскольников и сильные мира сего по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание


Раскольников и «сильные мира сего»Двойники Раскольникова(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Цель романа «Преступление и наказание» состоит не в том, чтобы вывести перед глазами читателей какой-нибудь новый тип, изобразить нам “бедных” людей, “подпольного” человека, людей “мертвого дома”, “отцов и детей” и т. д. Весь роман сосредоточивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собою последствия в душе совершившего. Так роман и называется, на нем надписано не имя человека, а название события, с ним случившегося. Предмет обозначен вполне ясно: дело идет о преступлении и наказании. Основной драматический конфликт романа -борьба людей, одержимых идейными страстями. Каждый персонаж – носитель идеи. Теория Раскольникова Люди «обыкновенные»Составляющие большинствоВынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь».Жертвы преступлений Люди «необыкновенные»(Наполеон)Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие».Совершающие преступление Приносит страдания матери и сестре.•Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка•Едва не явился причиной гибели маляра Миколки. Крушение теории: Вывод:«Я себя убил, а не старушонку». Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие? -Разработал зловещую теориюПрезирает суд Божий и людскойУбилНе раскаялсяСпокоен, когда находят мнимого убийцуНервничает, не хочет защищаться на суде +Пожалел МармеладовыхСпас пьяную девочкуНе выдержал, что допустил «кровь по совести»Любит мать и ДунюОтношение к товарищу-студенту и его отцуОтдает нуждающимся последние деньги Чтобы обнажить противоестественность, бесчеловечность, нежизнеспособность идеи Раскольникова, автор вводит персонажей, доводящих до крайности одно из направлений теории Раскольникова. Идейные позиции реализуются в диалоге. Типичны встреча-столкновение, встреча-разлад. РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит... Себя «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...» Д. С. Мережковский -Какое чувство она вызывает?-Какой видит ее Раскольников?-Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?-Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова? Вывод: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое она приносит, косвенное. Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца Часть I, гл. 3.Часть IV, гл. 2.Часть VI, гл. 5. Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Из того же письма матери Раскольникова становится известно, что господин Свидригайлов «возымел к Дуне страсть» и всячески добивался ее взаимности. Его личность остается загадкой и для читателя, и для Раскольникова. Ходили слухи, что Свидригайлов был причиной смерти четырнадцатилетней глухонемой девочки, крепостного Филиппа, а также самой Марфы Петровны, жены его. Свидригайлов подслушивает разговор Раскольни­кова с Соней (когда тот признается в убийстве стару­хи-процентщицы) и предлагает Родиону свою по­мощь: «Бегите, молодой человек!.. Я искренне гово­рю. Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Но тут же, используя информацию о брате, шантажирует Дуню, вынуждая ее прийти к нему на свидание. Он обещает Дуне спасти брата, отправив его за границу, если она будет благосклонна к нему; но тут же, получив отказ, снова превращается в циника, способного на насилие. Образ Свидригайлова противоречив. На протяже­нии романа он совершает и добрые дела: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, готов по­мочь ей избавиться от Лужина, устроил судьбу сирот Мармеладовых. Но все это — и добро, и зло — он со­вершает от скуки. От природы он имеет совесть, но не имеет убеждений, не занят полезной деятельностью. Потеряв свою последнюю цель — добиться располо­жения Дуни, Свидригайлов кончает жизнь самоубий­ством. Смертью этого героя автором утверждается мысль, что настоящий человек без убеждений и без деятель­ности жить не может. Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие? -Презирает суд Божий и людской…НасильникСластолюбец и растлительУбийцаСклонен к шантажуСамоубийца +Берет на себя расходы по организации похорон Катерины ИвановныОбеспечивает ее детейДает деньги СонеОбеспечивает будущее невестыОтпускает Дуню Когда начал делать эти добрые дела? Образ СвидригайловаДвойник и антипод Раскольникова одновременно.Общее - оба преступники, оба уже «за чертой». Свидригайлов живет по теории Раскольникова. Их привлекает идея: «Цель оправдывает средства» Свидригайлов утверждал, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». И по большому счету он оказывается прав. Сам он лишен всяческих нравственных устоев, не признает никаких нравственных запретов. Раскольников, разрешая себе «кровь по совести», тоже тем самым отрицает нравственную ответственность сильного человека за совершенные поступки. Моральные нормы, по мнению главного героя, существуют только для обыкновенных людей, «тварей дрожащих». У них есть и различия.Свидригайлов: богат, «чист» перед законом, абсолютно спокоен(«Убил,так убил, дело житейское»), вдовец, но уже успел обзавестись молоденькой невестой. Раскольников: нищий, его выслеживаетследователь, он переживает адские мучения(«Я не старуху убил, а себя убил»), одинок. Обстоятельства существование Свидригайлова можно выразить словами:«Живи-не хочу». Свидригайлов именно не хочет, он перестает жить. Путь Свидригайлова –путь служения злу, отчаяния перед кажущимся всевластием зла, отказа от волевых усилий к преодолению зла в себе. Свидригайлов- Он «переступил», но без нравственных мучений (сначала);- Самоубийство – это один из вариантов итога жизни для Раскольникова; Соня:- Не может перешагнуть через совесть;- «Это человек-то вошь?»- «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем. Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Вывод: Путь Раскольникова – путь от служения злу к победе над ним. Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин Часть I, гл. 3.Часть II, гл. 5.Часть IV, гл. 2, 3Часть V, гл. 3. Почему появление Лужина в романе затянуто?Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?Почему Лужин боится полиции? Экранизация1969г. Экранизация2007г. Можем ли мы поступки Лужина разделить на хорошие и плохие? +Довольно красивыйСолидныйХорошо одетыйАккуратно причесанный? -Возлюби ближнего = поступи непрактично…«Подвиг» Лужина (часть IV, глава3)Поселил невесту и ее мать в дурном местеСовершает мелкие пакости Это злодейство? Преступление? Нет. Это подлость и гадость. Как его теория, выраженная в словах:«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? С присущим мастерством Ф. М. Достоевский описывает психологическое состояние Лужина после разрыва с Дуней: «Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из его власти... Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него уже было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе. Он с упоением помышлял... о девице благонравной и бедной (непременно бедной, очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень за-пуганной... и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его — спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному... Этот теперешний внезапный, безобразный разрыв подействовал на него, как удар грома. Это была какая-то безобразная шутка, не­лепость! Он только капельку покуражился; он даже не успел и высказаться, он просто пошутил, увлекся, а кончилось так серьезно! Наконец, ведь он уже даже любил по-своему Дуню, он уже владычествовал над нею в мечтах своих — и вдруг!» Размышляя о причи­нах своей неудачи (и меряя людей по себе), Петр Пет­рович делает следующие выводы: «Ошибка была еще, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал... Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Нет, если б я выдал им за все это время... тысячи полторы на приданое. Да на подарки,... так было бы дело почище и... покрепче! Не так легко бы мне теперь отказали! Этот народ такого склада, что непременно почли бы за обязанность возвратить в случае отказа и подарки и деньги; а возвращать-то было тяжеленько и жалко!» Этому человеку несвойственны угрызения совести, сострадание. Для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», он готов «преступить все препятствия». У Лужина есть принцип, по которому он живет: «...Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». А ведь если вдуматься в его слова, то получается, что эта идея и идея Раскольникова близки. Раскольников верно сформулировал последствия убеждений Лужина («а доведите до последствий... и выйдет что людей можно резать...»), хотя Петр Петрович и утверждает, что «на все есть мера» и что «экономическая идея не есть приглашение к убийству...». Отчего бы не допустить мысль, что если для чьего-то личного благополучия понадобится уничтожение человека (совсем не обязательно физическое), то почему бы и не сделать это? Ведь именно по такому пути и идет Лужин, клевеща на Соню. Общее:Оба разумно находят свою жертву;Теоретически обосновывают свой выбор (никчемная старуха только вредит всем, падшая Соня все равно когда-нибудь украдет);Считают возможным решать участь другого человека Различие:Раскольников, рискуя жизнью, спасает детей из огня;Содержит больного отца умершего друга;Дважды оставляет деньги Мармеладовым;Пытается спасти падшую девочку. Есть иные попытки решить проблему конфликта человека со злом, в котором лежит мир:попытка уйти от мира в фантазию, погрузиться в грезы(путь Екатерины Ивановны),это те, кто «сочиняет» себя;понадеяться на собственную волевую активность, силу(революционное изменение мира). Эти идеи тяготеют к идее разумного эгоизма. Из разумного эгоизма, что у дельцов, подобных Лужину, что у революционеров, подобных Раскольникову и другим, нетрудно вывести разрешение преступления по выгоде («по совести»). Это просто разные способы овладения сокровищами на земле. Разумные эгоисты, в какие бы мундиры не рядились, лишь приумножают зло - сначала для других, но нередко и для себя. Диапазон идей колеблется между двумя полюсами:нравственным кредо самого Достоевского, выраженного тезисом «Смирись, гордый человек» и дай говорить Богу: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»и антитезисом «Борись, гордый человек», и возлюби прежде всего самого себя. При сопоставлении Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова становится ясно, что все они придерживаются одной теории. Только Раскольников все же не смог жить по этой теории, а Лужин и Свидригайлов, напротив, пользуются властью, которую дает им материальное благополучие, используют окружающих в своих целях. Сталкивая этих героев, автор тем самым опровергает теорию, раскрывая ее бесчеловечную суть. То человеческое, что живет в Родионе, и помогает ему «воскреснуть», не потерять душу. Итог урока: «Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и читателям, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают Раскольникову увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь. Домашнее задание: 1. Перечитать первое посещение Раскольниковым Сони ( ч. 4, гл.4) 2. Второй визит Раскольникова к Соне(ч. 5, гл. 4)3. Ответить на вопросы: а) «В чем правда Сони?» б) «Что показалось Раскольникову «странным» у Сони и почему?»4. Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.