Презентация по литературе на тему Раскольников и сильные мира сего ( по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание)


Раскольников и «сильные мира сего»Оппоненты и двойники Раскольникова(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Цель романа «Преступление и наказание» состоит не в том, чтобы вывести перед глазами читателей какой-нибудь новый тип, изобразить нам “бедных” людей, “подпольного” человека, людей “мертвого дома”, “отцов и детей” и т. д. Весь роман сосредоточивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собою последствия в душе совершившего. Так роман и называется, на нем надписано не имя человека, а название события, с ним случившегося. Предмет обозначен вполне ясно: дело идет о преступлении и наказании. Основной драматический конфликт романа -борьба людей, одержимых идейными страстями. Каждый персонаж – носитель идеи. Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие? -Разработал зловещую теориюПрезирает суд Божий и людскойУбилНе раскаялсяСпокоен, когда находят мнимого убийцуНервничает, не хочет защищаться на суде +Пожалел МармеладовыхСпас пьяную девочкуНе выдержал, что допустил «кровь по совести»Любит мать и ДунюОтношение к товарищу-студенту и его отцуОтдает нуждающимся последние деньги Чтобы обнажить противоестественность, бесчеловечность, нежизнеспособность идеи Раскольникова, автор вводит персонажей, доводящих до крайности одно из направлений теории Раскольникова. Идейные позиции реализуются в диалоге. Типичны встреча-столкновение, встреча-разлад. РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит... себя Оппоненты Раскольникова ЛужинСвидригайловПорфирий ПетровичЛебезятников Раскольников. Рис. А. Н. Корсаковой Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца Часть I, гл. 3.Часть IV, гл. 2.Часть VI, гл. 5. Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие? -Презирает суд Божий и людской…НасильникСластолюбец и растлительУбийцаСклонен к шантажуСамоубийца +Берет на себя расходы по организации похорон Катерины ИвановныОбеспечивает ее детейДает деньги СонеОбеспечивает будущее невестыОтпускает Дуню Когда начал делать эти добрые дела? Образ СвидригайловаДвойник и антипод Раскольникова одновременно.Общее - оба преступники, оба уже «за чертой». Свидригайлов живет по теории Раскольникова. Их привлекает идея: «Цель оправдывает средства» У них есть и различия.Свидригайлов – богат, «чист» перед законом, абсолютно спокоен(«Убил,так убил, дело житейское»), вдовец, но уже успел обзавестись молоденькой невестой. Раскольников: нищий, его выслеживаетследователь, он переживает адские мучения(«Я не старуху убил, а себя убил»), одинок. Обстоятельства существование Свидригайлова можно выразить словами:«Живи-не хочу». Свидригайлов именно не хочет, он перестает жить. Путь Свидригайлова –путь служения злу, отчаяния перед кажущимся всевластием зла, отказа от волевых усилий к преодолению зла в себе. Путь Раскольникова – путь от служения злу к победе над ним. Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин Часть I, гл. 3.Часть II, гл. 5.Часть IV, гл. 2, 3Часть V, гл. 3. Можем ли мы поступки Лужина разделить на хорошие и плохие? +Довольно красивыйСолидныйХорошо одетыйАккуратно причесанный? -Возлюби ближнего = поступи непрактично…«Подвиг» Лужина (часть IV, глава3)Поселил невесту и ее мать в дурном местеСовершает мелкие пакости Это злодейство? Преступление? Нет. Это подлость и гадость. Есть иные попытки решить проблему конфликта человека со злом, в котором лежит мир:попытка уйти от мира в фантазию, погрузиться в грезы(путь Екатерины Ивановны),это те, кто «сочиняет» себя;понадеяться на собственную волевую активность, силу(революционное изменение мира). Эти идеи тяготеют к идее разумного эгоизма. Из разумного эгоизма, что у дельцов, подобных Лужину, что у революционеров, подобных Раскольникову и другим, нетрудно вывести разрешение преступления по выгоде («по совести»). Это просто разные способы овладения сокровищами на земле. Разумные эгоисты, в какие бы мундиры не рядились, лишь приумножают зло - сначала для других, но нередко и для себя. Диапазон идей колеблется между двумя полюсами:нравственным кредо самого Достоевского, выраженного тезисом «Смирись, гордый человек» и дай говорить Богу: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»и антитезисом «Борись, гордый человек», и возлюби прежде всего самого себя.