Презентация об опыте работы. Технология критического мышления на уроках литературы ( на примере изучения пьесы Горе от ума Грибоедова в 9 классе)


Технология развития критического мышления на уроках литературы Синквейн Автор работы:Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 21 г. Сергиев Посад Московской области» Решетняк Галина Николаевна Выступление на ТОУ учителей гуманитарного цикла 01.11.2016. Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова 1 Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.  Педагогическая технология Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). •Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). •Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).  •Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).  •Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).  В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения •Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). •Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). •Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящийсвоей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). •Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных иметодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).  Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн  Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия),они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Дидактический синквейн Синквейн с точки зрения педагогики Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. Синквейн с точки зрения педагогики Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Синквейн - это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии Синквейн – выражает точку зрения автора  с одной стороны и представляет форму «сжатия» информации с другой стороны. Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. 1. Синквейн2.Образный, точный3.Обобщает, развивает, обучает4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”5.Творчество Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. (Ли Цзи) Цель : внедрение синквейнов в образовательный процесс. Методические задачи:1. Познакомить с технологией критического мышления.2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов.3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов.Дидактическая цель  - поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся.Ожидаемые результаты:развитие творческого мышления; обучение синтезированию сложной информации; создание благоприятной атмосферы на уроках. Вариативность Различные вариации для составления синквейнаспособствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в составсинквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить). Формирование аналитических способностей Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Синвейн – превосходный способ контроля. – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии; – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану;– это инструмент для синтеза слова «пять» и обобщения сложной информации.– это средство творческого самовыражения.СИНКВЕЙН:- обогащает словарный запас;- подготавливает к краткому пересказу;- учит формулировать идею (ключевую фразу); - позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;- получается у всех. - самостоятельность, - коммуникативность, - толерантность,- мобильность,- умение адаптироваться к сложившейся ситуации, - ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности,- самореализоваться и социализироваться в современном мире. Технология развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ( уроки литературы в 9 «В», 9 «Г» классах по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», октябрь 2016 г. ) Синквейн на тему : «Автор комедии»1 А.С.Грибоедов2 Умный, смелый3 Защищает, отстаивает, очаровывает4 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»5 Истинный гражданин и патриот своей страны Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова Работы учащихся 9 классовФАМУСОВ Работы учащихся 9 классовЛИЗА Работы учащихся 9 классовМОЛЧАЛИН Мнение учеников Вопрос учителя:- Понравилось ли вам работать над синквейном? Ответы учеников: - Было интересно, так как это необычный вид работы ( Бурмистрова Т., 9 «Г»).Было интересно. Потому что лучше понимаешь персонажей и их натуру ( Зубакин В., 9 «В»).Работа была интересной, потому что я смогла лучше понять и обобщить характеристики и взгляды главных персонажей ( Насекина В., 9 «В»).- Работа понравилась, так как это отлично характеризует то, что ты описываешь ( ОрешниковП. 9 «В»). АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строка ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ(кто? Что?) НАЗЫВАЕТ ГЛАВНУЮ ТЕМУ 2 строка ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ( какой? Какая? Какое?)  ВЫРАЖАЕТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ 3 строка ТРИ ГЛАГОЛА(что делает?) ОПИСЫВАЮТ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ТЕМЫ 4 строка ФРАЗА(своё отношение:восприятие, оценка) НЕСЁТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ 5 строка ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,ЗАКЛЮЧЕНИЕ( вывод, итог, значение) АССОЦИАЦИЯ С ПЕРВЫМ СЛОВОМ - ТЕМОЙ Составим синквейн Мне больше всего удалось ... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить коллег за...Меня удивило…Для меня было открытием то, что ... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту… ИТОГИ Успехов в работе!