Неуспеваемость, как педагогическая проблема


НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА План. 1. Причины неудач школьников2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе2.1 Педагогическая профилактика2.2 Педагогическая диагностика2.3 Педагогическая терапия3. Литература Ц Е Л Ь : -усвоить ведущие понятия: школьные неудачи, педагогическая профилактика, диагностика, терапия;-рассмотреть возможные причины неуспеваемости школьников;-определить основные пути и средства борьбы с неудачами в учебе.Неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер. Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников. Эти дефекты чаще всего касаются материала, проработанного в предшествующих классах.Таким образом, исходным пунктом слабых результатов учащихся в учебе являются скрытые неудачи, очень мелкие пробелы в знаниях или умениях в области только одного предмета или даже темы урока. Эти пробелы, если учитель их вовремя не выявит и не устранит, могут привести к возникновению явных неудач. Последние, в свою очередь, сначала носят временный характер, а затем, - после относительно устойчивых неудач - непосредственно ведут к второгодничеству и отсеву. 1. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ ШКОЛЬНИКОВ Школьные неудачи возникают по разным причинам, которые почти никогда не выступают изолированно. Комплексы причин в основном охватывают социально-экономические, биолого-психологические и педагогические, в том числе и дидактические, условия.Исследования, проведенные Е.Радлинской (Польша), Р.Галем (Франция) говорят о том, что среди комплекса социально-экономических причин частой причиной неуспеваемости являются плохие материальные условия жизни детей. Большая часть второгодников - это недоедающие дети, не имеющие соответствующей одежды, учебников и т.п.. Большинство из них не могут рассчитывать на помощь со стороны родителей при выполнении домашних заданий, низкий культурный уровень родителей, их неприязненное отношение к школе, неблагоприятные семейные обстоятельства, чрезмерная загруженность детей домашней работой и т.д. - все это дополнительные причины неуспеваемости детей. Большинство исследователей, сосредоточивших внимание на изучении зависимости между уровнем умственного развития детей, детерминированным в значительной мере задатками наследственности и неудачами в учебе, пришли к выводу, что они могут быть следствием физических недостатков, различного рода нервных нарушений и т.д.. Авторы выделяют такие причины биопсихологического характера, как общая ослабленность организма, слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, нарушения в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень развития познавательных способностей, неустойчивость внимания и т.д..В целом же, современные авторы далеки от переоценки роли врожденных задатков в процессе роста и развития человека.Основные источники школьных неудач они видят не столько в неблагоприятных врожденных задатках, сколько в неверном развитии этих задатков. Многие исследователи обращают внимание на то значительное влияние, которое оказывают на успеваемость некоторые черты характера, а также такие эмоциональные факторы, как поощрение и наказание. Позитивное влияние похвалы, чувства успеха, уверенности в себе было установлено уже в 20-е годы благодаря исследованиям американки Е.Б.Хурмок и подтверждено советским психологом С.Л.Рубинштейном.Сильное влияние характера учащихся на их школьные судьбы отмечают в своих работах французские исследователи. Так, Андрэ Ле Галь доказывает, например, что учащиеся, относящиеся к типу "оживленный-рефлексивный", обычно проявляют незаурядные способности к языкам, в области естественно-математических наук и в фолософии. Флегматичный тип - к техническим наукам и одновременно отсутствие способностей к наукам абстрактного плана.В общем, все исследователи приходят к единому мнению, что врожденные задатки в определенной мере обусловливают школьные судьбы учеников, но более существенную роль играют при этом другие причины психического происхождения, возникновение которых зависит от работы школы, влияния условий, в которых живет ученик. Современные педагоги и психологи в целом не согласны с переоценкой влияния общественно-экономических и биопсихологических причин на успехи или неудачи учеников в учебе. По их мнению, решающую роль в судьбах учеников играют учебно-воспитательная работа, сознательные и целенаправленные усилия учителя.Одной из основных педагогических причин неуспеваемости является слишком жесткая, униформная система обучения. Эта система затрудняет индивидуализацию учебно-воспитательной работы и во многих случаях делает невозможным соединение школьной учебы с жизнью, потребностями детей и молодежи, обрекая на неудачи слабых, да и лучшим не создавая условий, обеспечивающих их полное развитие.Часто причиной недостаточных успехов учеников оказывается неудовлетворительная с точки зрения дидактики работа учителя. Почти всеисследователи считают, что эффект учебно-воспитательной работы в школе зависит прежде всего от учителя. Об этом свидетельствуют следующие факты:- в одной и той же школе, с одними и теми же учениками и в одинаковых условиях одни учителя достигают хороших результатов, а другие - удовлетворительных или неудовлетворительных;- стиль работы учителя, используемые им методы, его отношение к ученикам играют значительно большую роль, чем условия и содержание работы в различных классах и на уроках по разным предметам;- несмотря на худшие условия (недостаток помещений, объединенные классы), некоторые учителя добиваются хороших результатов.Многочисленные группы исследователей усматривают причины школьных неудач в различных дефектах, заключенных в таких средствах, как учебники, учебные пособия, в несовершенстве учебных планов и программ, в перегрузке учеников занятиями. Наблюдается также зависимость между отношением детей к учебе и к школе и результатами учебы.В свою очередь, отношение ребенка к учебе зависит главным образом от интереса к учебе, а также от объективности оценки его работы. 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны семьи, неблагоприятные материальные условия и т.д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние и его возможности в этом отношении ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются в нем самом и средствах его работы.Поэтому к числу основныхдидактическихсредств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести:- педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение;- педагогическую диагностику как прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика;- педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также организуемых школой дополнительных занятий. 2.1 Педагогическая профилактика Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы.К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится проблемное обучение.Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т.д.. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами. 2.2 Педагогическая диагностика Основой педагогической диагностики являются беседы учителя с учениками и их родителями, наблюдение за учениками, посещение учителем семья ученика, тестовые исследования, собрания учителей. Классный руководитель должен также сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями, с остальными учителями, чтобы знать интересы ученика, склонности, оптимальный для него темп работы и т.п..Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы в овладении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы.На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе. 2.3 Педагогическая терапия Зная пробелы в знаниях отдельных учащихся, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполнение индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т.д.. Если же все эти формы индивидуальной работы не приведут к нужным результатам, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу.Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний учителей. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах. Состав этих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят пробелы. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух или даже в трех выравнивающих группах.Очень полезным в работе по устранению пробелов в знаниях учащихся оказываются программированнные тексты. Они позволяют учащимся работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов.Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно зависящие от учителя. в числе последних можно выделить следующие группы:- различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения;- недостаточное знание учеников учителем;- отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы.Охарактеризованные выше профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин. Профилактические действия направлены на то, чтобы не допустить возникновения методических ошибок. Ошибками, вытекающими из незнания учеников, должны препятствовать диагностические действия.Целью терапевтических мероприятий является привлечение соответствующего внимания к тем ученикам, которые не могут самостоятельно преодолеть трудности.Причины неудач:1. Социально-экономические2. Психологические3. Педагогические: а) сравнительно зависимые от учителя б) сравнительно независимые от учителя Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач:методические ошибки <------> педагогическая профилактиканезнание учеников <------> педагогическая диагностикаотсутствие помощисо стороны школы <------> педагогическаяотстающим терапияИз схемы следует, что, хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально - экономического и биопсихилогического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно. ЛИТЕРАТУРА : Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников.// Сов. педагогика. 1972, 1.2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978, с. 41-44.3. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М: знание, 1982.4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986, с.283-307.5. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М: Знание, 1980, с.42- 46, 50-51, 62-65, 68-73.6. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: 1976, с.51-64.7. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989. 8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: 1979.