Презентация по литературе на тему Трагедия обломова (по роману И.А. Гончарова Обломов)


Иван АлександровичГончаров"Капитальнейшая вещь"роман "О б л о м о в"
Илья Ильич ОбломовЭто был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Нормальное состояние.На нем был халат персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайность, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Отношение к жизни. Обломов безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге. Раньше он был «еще молод, и нельзя сказать, что он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; еще он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; всё готовился к поприщу, к роли – прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдаленной перспективе, на повороте юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но дни шли за днями… А он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он всё собирался и все готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь разделялась в его глазах на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья… Отношение к службе. Будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность. Но как огорчился он, когда увидел, что надо быть, по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому чиновнику на службу… Всё это навело на него страх и скуку великую… «Когда же жить? Когда жить?» - твердил он. Обломов прослужил кое-как два года, потом отправил депешу вместо Астрахани в Архангельск. Боясь ответственности, Обломов ушел домой и прислал медицинское свидетельство о болезни. Понимая, что рано или поздно придется «выздороветь», подает в отставку. Деградация героя.Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире. Сначала ему стало тяжело пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях, кроме коротко знакомых, больше холостых домов, где можно снять галстук, расстегнуть жилет и где можно даже поваляться или подремать часок… Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться… Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце»Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень»Два «лица» Обломова ОбломовЛенивый, добрыйЛежит, мечтает, сибаритствуетОбломов – главный герой романаПомещик «Сон Обломова» (9 глава I части) Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и , между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов. Андрей Штольц.Штольц ровесник Обломову, и ему уже за тридцать лет. Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Происхождение Штольца.Сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу, мать его была русская. Веру он исповедовал православную. Природная речь его была русская – он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца и из книг. Образование и воспитание. Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова». Воспитание и образование было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вышел «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребенка на полдня и больше с неизвестными целями и в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, и всякий раз Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сложился характер Штольца. Характер Штольца. Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересует коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю отца Рейнгольду, но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец, и которой так недостает Обломову. ШтольцНастойчивый, целеустремленныйУчится, работает, служитОн шел твердо, бодроНемец (друг) ОбломовДобрый, мягкий, гостеприимный, чувствительный, чуткий.ЛенивыйШтольцОткровенный, холодный, активный, разумный, сдержанный.ДеятельныйСравнительная характеристика героев. Приезд Штольца«Ты философ, Илья… Ты ли это, Илья… Зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?... Обломовщина! Теперь, или никогда!..» Ольга ИльинскаяЯркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Восприятие девушки в обществе. Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Где, когда и как встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. За то ее и ценил почти один Штольц, за то не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…» Любовь в понятии Ольги. Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привить ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как прикажет ему прочесть книги, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и пересказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!..» Чувства к ОбломовуОльга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей отведена главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Жизнь обломовцев На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение. «Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?….-Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право…-И я бы тоже…хотел…что-нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…». И.А. Гончаров К истокам "обломовщины". Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа?

В чем обломовцы видели смысл жизни?«…понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом ПОКОЯ и БЕЗДЕЙСТВИЯ,нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками…»«Они сносили труд как наказание…, но любить не могли, и где были случаи, всегда от него избавлялись»«Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: от того всегда и цвели здоровьем и весельем»«Норма жизни была готова и преподана им родителями»«Ничего не нужно: ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления»
Образ Илюши Обломова.Иллюстрация В.Табурина , журнал «Нива», 1898 г.Каким предстает Илюша Обломов в детстве? Какие задатки были даны герою от рождения?

Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа?«По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Нет никаких намеков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребенке воспитанием». Е.А.Краснощекова
Обломовщина как тип жизни а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности. Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением. Схема построения строчка 1: тема (существительное)строчка 2: определение (2 прилагательных)строчка 3: действие (3 причастия или глагола )строчка 4: ассоциации (4 существительных)строчка 5: действие (3 причастия или глагола)строчка 6: определение( 2 прилагательных)строчка 7: тема (существительное) 1.Детство.2. Любопытный, наблюдательный.3. Растет, учится, развивается.4. Еда, сон, тишина, покой.5. Мечтает, лежит, засыпает.6. Обрюзгший, больной.7. Смерть