Презентация по литературе на тему Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого Война и мир


Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Князь Андрей БолконскийЧтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Л.Н.Толстой

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себяЛ.Н. ТолстойСмысл духовных исканий князя Андрея Болконского в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Эпизоды романа, связанные с образом Андрея Болконского.Проводы князя Андрея в армию.(т.1,ч.1, гл.22- 25) Князь Андрей в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях (т.1, ч.2, гл.3, 15- 17,21; ч.3, гл.16,19) “Сватовство” Анатоля на княжне Марье (т.1, ч.3, гл. 3-5) Возвращение кн. Андрея (т.2, ч.1, гл. 7- 9) Жизнь в Богучарове: “Для себя или для других?” (т.2, ч.2, гл. 8, 11- 13) Возрождение кн. Андрея (Дуб. Ночь в Отрадном. Петербург) (т.2, ч.3, гл. 1- 6) Счастье любить! (т. 2, ч. 2, гл. 17- 18, 22- 24) Отец и дочь Болконские. ( т. 2, ч. 3, гл. 25- 26) Именины старого князя ( т. 2, ч. 5, гл. 2- 4,7) “Я не говорил, что я могу простить. Я не могу.” (т. 2, ч.5, гл. 21)





Ссора кн. Андрея с отцом ( т. 3, ч.1, гл. 8) Путь кн. Андрея до поле Бородина ( Смоленск, Лысые Горы, адъютант Кутузова, встреча с Пьером накануне сражения: т.3, ч.2, гл. 4-5, 15, 24- 25) Болезнь и смерть старого князя ( т. 3, ч.2, гл. 2-3, 8) Богучаровский бунт ( т. 3, ч. 2, гл. 9- 13) Ранение кн. Андрея ( т. 3, ч. 2, гл. 36- 37) Наташа и Андрей ( т. 3, ч. 3, гл. 14, 32) Душевное состояние кн. Андрея перед смертью. Дружба кн. Марьи и Наташи ( т. 4, ч. 1, гл 14- 15) Николай Ростов и кн. Марья ( т. 4, ч. 1, гл. 6- 8, эпилог, ч.1, гл. 5- 9) Счастливая семья (эпилог, ч.1, гл. 15.) Николенька ( эпилог, ч. 2, гл. 14, 16)






Цели и задачи: Проследить на примере образа Андрея Болконского путь духовно-нравственных поисков человека в стремлении к идеалу в понимании Л.Н.Толстого.Развивать умения характеризовать героев произведения, сопоставлять их поступки и мысли.Воспитывать интерес к духовному миру личности, формировать представление у учащихся о нравственных общечеловеческих ценностях.Развивать поликультурную, социальную и самообразовательную компетенцию.


Наши планы на уроке:Совершить экскурсию в художественную галерею на выставку портретов Л.Н.Толстого.Поработать помощниками сценариста и режиссёра- оператора на съёмках фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» (сцена разговора Андрея Болконского и Пьера Безухова на пароме).Вывести формулу возрождения ЛЮБВИ князя Андрея Болконского( Андрей Болконский и Наташа Ростова).Попробовать свои силы в науке толкования пророческого сна Болконского в самом конце жизненного пути.Стать первооткрывателями собственной «диалектики души» - это и есть ожидаемый результат


Значение Аустерлица в жизни Андрея Болконского …На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью… Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? – было первою его мыслью.


Задания по группамГруппа №1Представьте, что вам необходимо подготовить и провести экскурсию в одном из выставочных залов художественной галереи, где представлены портреты Л.Н.Толстого , выполненные разными художниками. Используя дополнительный материал, составьте речь экскурсовода на 2-3 минуты, во время представления об одном из портретов расскажите подробнее

Задание группе №2 Представьте , что вы участвуете в обсуждении отснятого фрагмента к/ф «Война и мир», сцена на пароме, разговор Андрея Болконского и Пьера Безухова. Как, на ваш взгляд, удалось режиссёру и оператору раскрыть главную мысль писателя (какова она?) этого эпизода? Какие приёмы режиссёра-оператора вам показались удачными? Какие черты характера Андрея Болконского наиболее ярко переданы актёром Вячеславом Тихоновым?

Задание группе №3Используя материалы отрывков из произведения, выберите ключевые понятия в размышлениях Андрея Болконского, проследите логическое развитие мысли героя и постарайтесь вывести формулу возрождения ЛЮБВИ .


Словарная работаДиалектика- 1.Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.2. Устаревшее название искусства вести беседу, умение применить логические доводы в споре.
style.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type Путь жизненных исканий князя Андрея.1. Мечты о “Тулоне”, желание славы.2. Небо Аустерлица. Разочарование в наполеонизме. 3. Жить ”для себя“ ?4.“Надо жить, надо любить, надо верить … ”5. Ночь в Отрадном. Весенний дуб.6. Петербург. Деятельность в комиссии Сперанского.7. Наташа. ”Счастье, надежда, свет“.8. Разочарование. Непрощение. Желание мести. 9. Путь до поля Бородина. “Скрытая теплота патриотизма” 10. “ - Стыдно, господин офицер! Какой … - он не договорил” 11. Любовь и смерть: “Всех любить … значило не жить этою земною жизнью ”





Задание группе №4Опираясь на текст произведения (сцена перед смертью Андрея Болконского), постарайтесь «расшифровать» пророческий сон князя Андрея Болконского: что предвещает этот сон герою? Что хотел донести автор до сознания читателя, используя приём описания сна? Какие же истины открываются автору, герою, читателям?

Фамильные черты или «моральный кодекс» семьи Болконских : Гордость, честь, аристократизм Требовательность к себе и другим Деятельность Ум, глубокая работа мысли Высокая духовностьСдержанность Неприятие лжи и притворства Смелость Жизнь “для других ”





Николай Болконский“Муций Сцевола сжег свою руку. Но отчего же и у меня в жизни не будет того же? Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Я только об одном прошу бога: чтобы было со мною то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною.” ‹…› “Отец!.. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен.”Николенька – продолжение князя Андрея

Расставим акценты. Какую истину открыл для себя Андрей Болконский? Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н.Толстой

Материал к уроку по образу Андрея Болконского в романе Льва Толстого «Война и мир» Работа учителя русского языка и литературыАртемовской общеобразовательнойшколы I-III ступеней №18 Донецкой областиАвгустович Ларисы АлександровныАртемовск 2010