Система работы учителя по оптимизации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса


Система работы учителя по оптимизации педагогического взаимодействияучастников образовательного процесса в начальной школе Выполнил: учитель начальных классов МОУ СШ №14Ворошиловского района ВолгоградаАхмерова Елена Сергеевна Цель: выявить и изучить особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, в течение периода начального обучения. Изучить общение как источник развития личности младшего школьника. Рассмотреть психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте.Рассмотреть возможности образовательной программы «Начальная школа 2100» по оптимизации педагогического взаимодействия в учебно - воспитательном процессе.Описать систему работы по оптимизации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в начальной школе. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцова, Г.А. Цукерман и др. Процесс общения – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. «Школа 2100» Природосообразность Индивидуализация Эмоционально-положительная атмосфера «Клуб общения» Цель создать ребенку условия для полноценного общения Цель знакомство с основными приемами по обмену информацией, формирование умения ее обрабатывать, находить жизненно – важное в ней для решения каких-либо проблем. ИГРА 1.«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИЛИ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»Задание: каждый из участников должен рассказать о себе. Но, задача усложняется тем, что каждая новая «визитная карточка» кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Пример:1-ый участник: Меня зовут Антон. Мне 10 лет.2-ой участник: Меня зовут Аня. Мне 9 лет. Я люблю оладьи.3-ий участник: Меня зовут Лена. Мне 9 лет. Я не люблю оладьи, зато мне нравится танцевать… и т.д. Цель развитие групповой активности, определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, поощрение поиска проблемного решения, нахождение новых путей для сотрудничества, умении доверять и доверяться. Упражнение «Прогулка с компасом» (игра на доверие)Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза.Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами. Цель формирование образа другого человека. Упражнение «Маска, я тебя знаю?»Задание: каждый из играющих рисует на одном листке автопортрет (можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и др.), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например: баскетбол, счастье, любит детские песни и т.д.)Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопке. «Программа развития взаимоотношений детей младшего школьного возраста» Цель создание толерантных отношений в группе, способствующих развитию межличностного общения Задачи развивать внимание к сверстникам, доброжелательность, эмпатию; воспитывать культуру поведения; формировать навыки общения; создать доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива; предупреждать конфликты Принципы программы:реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся. программа должна обеспечивать поэтапность и регулярность занятий