презентация «Оценивание образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО».


Оценивание образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО второго поколенияУчитель физики высшей категории МАОУ СОШ №60 ДашиноваММ  цель образования определяется через портрет выпускника основной школы.Это подросток, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросовчто оценивать? по какой шкале? где накапливать и фиксировать результаты? кто должен осуществлять оценивание? как определять итоговую оценку?  Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)?2. Удалось получить результат (решение, ответ)?3. Правильно или с ошибкой?4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?   Школьный конкурс проектов. Проект «Формирование ключевых компетенций на уроках физики при индивидуальном обучении» 2011г. Выступление на МО«Формирование ключевых компетенций на уроках физики при индивидуальном обучении» 2012г.Выступление в БРИОП«Формирование ключевых компетенций на уроках физики при индивидуальном обучении» 27.03.2012г.г Улан-Удэ Выступление на МОПрактическая физическая компетентность, компетентность в решении практических задач, связанных с использованием знаний и умений, самостоятельная познавательная деятельность (ФГОС).2013г.Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения»«Формирование ключевых компетенций на уроках физики» 26.03.2014.г Улан-УдэВыступление в БРИОП«Формирование образовательных результатов на уроках физики в условиях реализации ФГОС нового поколения» 10.02.2015г Улан-УдэРегиональная научно-практическая конференция «Методологические проблемы обучения физике в вузе и школе» «Оценивание образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения» 26.03.2015.г Улан-УдэРецензияОбразовательный продукт:диагностические карты оценивания планируемых результатов Актуализация деятельностного подходаРазработчики концепции стандартов общего образования второго поколения обратили внимание на актуализацию деятельностного подхода. Обусловлена это тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;• возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;• существенное повышение мотивации и интереса к учению;• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Системно-деятельностный подход выдвинул новую концепцию  образования, отличающуюся от прежней  в следующих стратегических направлениях:         переход от целей школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных предметов - к единой цели как умения учиться для удовлетворения потребности в самообразовании и саморазвитии  всю жизнь;         от изолированного, понятийного изучения учебных дисциплин к включению содержания обучения в контекст решения учащимися значимых жизненных задач, что изменяет акцентуацию с учебно-предметного содержания обучения на понимание учения как личностного процесса образования и порождения смыслов;         смену стихийности учебной деятельности учащегося на стратегию её целенаправленной организации и планомерного стадийного формирования с учётом возрастных  и личностных особенностей;         принципиально важен переход от индивидуальной формы усвоения знаний к пониманию решающей роли сотрудничества (субъект-субъектных отношений) в достижении целей. Системно-деятельностный подход предполагает не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания. Цель : сформировать готовность учителей – предметников, как непосредственных участников образовательного процесса, к внедрению ФГОС ООО второго поколения, к поиску новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. решить следующие задачи: 1. Актуализировать представления педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.2. Проанализировать и разработать «Дневник достижений» на основе планируемых результатов по предложенной теме. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу3.Разработать критерии видения и понимания проблемы учащимися, критерии умения планировать свою деятельность и определять время и ресурсы использования материала, критерии сформированности навыков самооценки и взаимооценки. Система оценивания должна быть понятна всем.. Но если ребёнок не заинтересован, то не будет ни формирования (ни развития), ни проявления ключевых компетентностей. А значит, для того, чтобы измерители «работали» необходимо, во-первых, чтобы учебная деятельность обучающегося была окрашена личностными смыслами, а во-вторых, нужна соответствующая образовательная среда, т.е. должен осуществляться системно-деятельностный подход в обучении и использование компетентностно-ориентированных заданий, направленные на развитие отдельной личности. Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков,предметных и личностных достижений. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностным приобретением у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование метапредметных образований. Первый:традиционный подход оценивания уровня образовательных достижений 1 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)3 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)4 этап - итоговая диагностика (в конце ЕГЭ или ГИА) Дневник(портфолио) индивидуальных достижений ученика по физике Второй подход: оценивание уровня образовательных достижений обучающихся как признак необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них метапредметных навыков, предметных и личностных достиженийВо время уроков1. Изучение нового материала. Оперативный контроль первичного осмысления нового материала, ликвидация недостатков знаний, ликвидация причин обнаруженных недостатков. Предпочтительные формы проверки: самоконтроль и взаимоконтроль.2. Урок закрепления изученного. Формирование определенных умений, применение полученных знаний в стандартных условиях и первичное применение знаний в измененных условиях.3. Урок повторения. Определение глубины понимания учащимися учебного материала, использование знаний в нестандартных ситуациях. Выявление пробелов в знаниях и их устранение.4. Урок контроля знаний Определить уровень освоения ЗУН по теме, группе тем, по курсу в целом. Как оценить образовательные достижения учащихсяЦели урокаФундаментальное ядро урокаДеятельность субъектов обучения и её обеспечениеОбразовательные результаты Планируемые результаты реализации ООП ООО по физикеУчащийся должен знать – Учащийся (выпускник) научится (зона актуального развития):Учащийся должен уметь – Учащийся (выпускник) получит возможность научиться: (зона ближайшего развития) Раздел «Тепловые явления» 8 кл.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основное содержание по темам раздела «Тепловые явления»(Ядро содержания)(научится)Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) (получит возможность научиться)Внутренняя энергия. Работа как мера измерения внутренней энергии. Теплопередача: виды теплопередачи. Количество теплоты. Тепловое равновесие. Температура. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Необратимость тепловых процессов. Наблюдать изменение внутренней энергии при совершении работы, теплопередаче. Сравнивать теплопроводность разных металлов.Наблюдать конвекционные потоки в жидкостях и газах.Изучать явление теплопередачи.Изучать устройство и принцип действия тепловых машин: паровой турбины и двигателя внутреннего сгорания.Рассчитывать и экспериментально проверять изменение внутренней энергии воды при ее нагревании.Измерять удельную теплоемкость вещества Образовательные результаты{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Планируемые результаты ПредметныеМетапредметныеЛичностныеУУД-знают определения внутренняя энергия; виды теплопередачи;работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение) ; --- определяют количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;- записывают формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества; -решают задачи;- овладевают с применением изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. -видят проблему;-ставят цели;-планируют свою деятельность;-оценивают результаты деятельности;-овладевают навыками самостоятельного приобретния новых знаний;-формируют умение воспринимать, --перерабатывать информацию в словесной,символической формах, -анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное в прочитанном тексте, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; -осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, -овладевать эвристическими методами решения проблем; -формировать умения работать в группе с выполнени​ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. -формируются познавательные интересы, интеллек​туальные и творческие способности учащихся;-убеждаются в возможности познания природы, в не​обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест​ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи​зике как элементу общечеловеческой культуры;-осознают самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;-убеждаются в готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;-вырабатывается​ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;-осознают  ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу​чения. РегулятивныеПознавательныеКоммуникативные  Планируемые результаты компетентностно-ориентированный подход- практическая физическая компетентность, направленные на развитие отдельной личности. Практическая физическая компетентность, компетентность в решении практических задач, связанных с использованием знаний и умений, самостоятельная познавательная деятельность учащихся (ФГОС). Актуализация знанийТесты Приложение № 1диагностическая картаУчащийся: 8класса _________________________________________________________Форма контроля: самооценка и взаимооценка теста_________________________________________________________Учитель: ________________________________________________________1.Всего заданий.2. Решено ( )3. Решено верно ( )- оценка «5».4.Решено верно ( ) – оценка «4»5.Решено верно ()-оценка «3» Пример компетентностно-ориентированного задания темы «Виды теплопередачи 8 кл.» Приложение № 2Рабочая карта ученика. Постановка учебной задачи. Тема «Виды теплопередачи»Цель: обеспечить правильное и осознанное выполнение эксперимента каждым учеником с максимальным использованием самостоятельности, спроецировать знания для стандартной ситуации в измененную. Задание базового уровня.Постановка проблемы. Открытие нового: из предложенных самодельных устройств выбрать один.Умение: объяснить (находить объяснение) на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явленияСоставить план изучения устройств и выполнения экспериментаПлан эксперимента.1.Назначение прибора, выявить какое тепловое явление можно наблюдать.2. Сформулировать цель опыта, проблему.3 Составить план эксперимента.4.Выдвинуть гипотезу.5. Провести наблюдение.6. Сделать вывод.7. Защита проектов.8. Дать оценку рецензентам {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Творческая работа в группе в ходе которой создается презентация, в которой отражены закономерности тепловых явлений и применение их на практике. Учащиеся демонстрируют опыты и защиту своих проектов. Результатом выполнения задания является правильное и осознанное выполнение эксперимента каждым учеником с максимальным использованием самостоятельности, умением спроецировать знания для стандартной ситуации в измененную. Учащиеся показывают коллективное исследование, в конструировании нового способа действия, изображение схемы передачи тепла в опыте, оформление ответа, участвуют в работе по эксперименту, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работая в парах), Показатели оценки работы ученика в группеПриложение № 3диагностическая карта «Лист достижений планируемых результатов»Учащийся: 8класса _________________________________________________________Проект: _________________________________________________________Учитель: ________________________________________________________Форма контроля: самооценка и взаимооценка решения проблем«Показатели оценки работы ученика в группе»1.Если ученик был активен и предлагал правильные ответы- оценка «5»2. Если были негрубые ошибки в суждениях –оценка «4»3.Если ученик был не уверен в знаниях, допускал ошибки активен при обсуждении – оценка «3»4.Если ученик был не активен при обсуждении или не уверен в знаниях,оценка не ставится. Результат фиксируется путем наблюдения, через использование диагностической карты контроля сформированности ключевых компетентностей учащихся (компетентность решения проблем).   Пример решения задачиПриложение № 3диагностическая картаУчащийся: 8класса _________________________________________________________Самооценка и взаимооценка решения задач_________________________________________________________Учитель: ________________________________________________________1.Если ученик решил задачу самостоятельно и правильно- оценка «5».2.Если использовал тетрадь, учебник, помощь товарища, учителя, но все решено верно,-«4».3.Если ученик работал самостоятельно, но ошибся в вычислениях, или в графике, или в знаке количестве (Q≥) или забыл сделать проверку решений по размерности, то оценка»4»,4.Если ошибся в формулах ( кроме знака Q) или не смог выполнить вычисления, то оценка «3»5.Если не решил задачу, то «-» (двойки не ставим) Приложение № 4 диагностическая картапри оценивании развития умений учащихся решать проблемы при выполнении лабораторной работы, исследовательской работы выработаны следующие критерии сформированности компетентности по уровням. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Решение проблемКоличество баллов: _____1.Проб-лема1Понимает проблему2Объясняет выбор проблемы3Описал ситуацию и свои намерения4Обосновал идеальную ситуацию    2.Целеполагание и планирование1Понимает цель2Ставит задачи3Задачи адекватны цели4Формулирует цель    1Рассказал о работе над проектом2Описал взаимосвязь своих действий3Определил последовательность действий4Спланировал время    1Описал готовый продукт, результат2Описал ожидаемый продукт, результат3Указал характеристики продукта, результата4Рассказал, как будет использовать продукт, результат    3. Оценка результата1Отнесся к полученному продукту, результату.2Аргументировал отношение к продукту, результату.3Сравнил полученный продукт(результат) с ожидаемым4Вывод о соответствии продукта(результата) замыслу Схема самооценкия не понял материал урока (темы)- 0я частично понял материал урока (темы), но мне необходимо еще в нем разобраться – 2я полностью понял материа3.Если ученик был не активен при обсуждении или не уверен в знаниях,допускал ошибки л урока (темы) – 4я могу самостоятельно объяснить содержание урока (темы) – 6 я могу объяснить содержание урока (темы) своим товарищам и помогу им понять данный материал, могу самостоятельно решить задачи и ответить на вопросы – 8я свободно могу провести данный урок (рассказать тему), подготовить презентацию урока (темы), составить задачи и вопросы к уроку – 10. Схема взаимооценкимой партнер (товарищ) по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0 мой партнер (товарищ) по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2 мой партнер (товарищ) по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи – 4 мой партнер (товарищ) по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6 мой партнер (товарищ) по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8 мой партнер (товарищ) по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10 Три группы таблицтаблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу Задачи при разработке таблиц критериев и диагностической карты оценивания сформированности образовательных результатов у учащихся. Разработать критерии видения и понимания проблемы учащимися.Разработать критерии умения планировать свою деятельность и определять время и ресурсы использования материала.Разработать критерии сформированности навыков самооценки.Составить диагностические карты оценивания Выводы об оценивании достижений планируемых результатовПредполагаемые критерии -Ученик овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени В портфолио зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой удовлетворительно, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня –Ученик овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями В материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. –Ученик не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени В материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. Заключение1. Актуализировать представления педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.2. Проанализировать и разработать «Лист оценки достижений» на основе планируемых результатов по предложенной теме. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу.3.Разработать критерии видения и понимания проблемы учащимися, критерии умения планировать свою деятельность и определять время и ресурсы использования материала, критерии сформированности навыков самооценки и взаимооценки.4.Последовательное внедрение стандартов второго поколения обеспечит повышение эффективности образования, которое определится через портрет выпускника школы, видно будет из разработанных планируемых результатов, портфолио ученика.  Рецензия на статью Дашиновой М.М «Оценивание образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО».Интересным является реализация оперативного контроля первичного осмысления нового материала в ходе урока, использование рабочих карт ученика, диагностических карт, позволяющие осуществлять контроль, взаимоконтроль. Автор приводит пример компетентностно-ориентированного задания, связанного с выполнением эксперимента. Для оценивания достижений планируемых результатов описаны предполагаемые критерии.Работа по разработке диагностических карт оценивания планируемых результатов интересна и действительно заставляет задуматься о разработке подобной формы контроля и оценивания в учебном курсе физики для учащихся 7-11 классов.Опыт автора может быть использована учителями школ для организации учебных занятий по физике. Начальник отдела контроля качества и менеджмента образования БГУ. к.ф-м.н.,доцент А.Б.Дамбуева