Презентация к уроку «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение».


Задачи:осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях; отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;повышение  речевой культуры, через выполнение тестовых заданий. 1 вопросКакие ошибки считаются наиболее частыми в произношении? 1. 2. 3. 2 вопросЧто отражает неразборчивость произношений? 1. 2. 5 правильных ответов 5 баллов 4 правильных ответа 4 балла 3 правильных ответа 3 балла 2 правильных ответа 2 балла 1 вопросКакие ошибки считаются наиболее частыми в произношении? 1. постановка ударения2. трудность в произношении заимствованных слов3. произношение молодежного сленга 2 вопросЧто отражает неразборчивость произношений? 1. недостаточный уровень культуры2. личностную зрелость Трудные случаи постановки ударения в словах:Звать – звАл, звАло, НО звалАБрать – брАл, брАли, НО бралАЗвонить - В соответствии с нормой литературного языка, правильное ударение: звонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.Т.е. всегда на последнем слоге. Колокольный звОн. Телефонный, дверной - звонОк.Кто- либо - в колокол, в дверной звонОк, по телефону звонИт. Кому либо - в колокол, в дверной звонок, по телефону (по)звонИть. По кому-либо колокол - звонИт.Колокол производит - звОн. Дверной звонОк, телефон производит - звонОк.Проверочное слово не существительное - звОн, а проверочное слово глагол - звонИт(ь).Ударение не на первый, а ТОЛЬКО на второй слог. Существительное звон единственно относится ТОЛЬКО к колокольному звОну. 1. Работа в парах.Задание:  прочитайте выразительно словосочетания,  написанные на карточках (по вариантам), соблюдая  нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух. Карточка №1 Карточка №2спелые арбУзы без дрожжЕйдва блинА нет киселЯвкусные блЮда вкусные тОртымного груздЕй произносить тОсты,зажарить гУся без фАрша 1 ряд 2 ряд агент баловать черпать диктор звонит красивее плясать процент столяр каталог обеспечение диспансер выкрала ломота алфавит израильский омоним повторить прислала монолог 2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.    Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю. 1 ряд 2 ряд агЕнт баловАть чЕрпать дИктор звонИт красИвее плясАть процЕнт столЯр каталОг обеспЕчение диспансЕр вЫкрала ломОта алфавИт изрАильский омОним повторИть прислАла монолОг 10 – 9 правильных ответов 5 баллов 8 - 6 правильных ответов 4 балла 5 - 4 правильных ответа 3 балла 2 правильных ответа 2 балла № ответа Правильный ответ 1 4 2 3 3 4 4 3 5 3 6 2 7 3 7 – 6 правильных ответов 5 баллов 5 – 4 правильных ответа 4 балла 3 правильных ответа 3 балла 2 правильных ответа 2 балла Что вы вспомнили сегодня об ударении?Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?Оцените свою деятельность. Количество баллов Отметка 22 – 19 баллов Отметка «5» 18 – 16 баллов Отметка «4» 11 – 9 баллов Отметка «3» 8 и меньше баллов слабо, надо еще поработать Мы говорили с вами об ударении. А правильная постановка ударения относится к термину «говорить правильно» или «говорить красиво»?В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Задание: напишите мини-сочинение, согласны вы или не согласны с мнением Белинского.Вступление.Доказательства: 1. 2.3. Вывод. Например:Я согласен (не согласен) с мнением Белинского.Во-первых, .....Во-вторых, ....Поэтому (итак, вследствие этого)