Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов на тему Системно-деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов


Системно-деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов Традиционный подходКомпетентностный подходЦель - Объем знаний (чем больше знаний, тем выше уровень образованности) Уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знанийПодходы к определению целей в системе образования Традиционная школаНовая школадидактические принципынаглядность, доступность, научность, систематичность, последовательность изложения знаний, сознательность усвоения учебного материаладеятельностицелостного представления о миренепрерывностиминимаксапсихологической комфортностивариативноститворчества (креативности)метод обученияобъяснительно-иллюстративный;системно-деятельностныйформа обученияклассно-урочнаявыбор учреждения: дистанционная, индивидуальная траектория, классно-урочная, экстернат и т.д.Методологические основы Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОсуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаИтог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Психологи утверждают, что мы усваиваем в потоке информации 30% того, что увидели; 50% того, что услышали; 70% того, что обсудили с другими; 80%того, что испытали на собственном опыте; 90%того, чему научили кого-нибудь. Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода компонентыДеятельность учителяДеятельность ученикаУчебная задачасоздает проблемную ситуациюпринимает проблемную ситуациювместе выявляют проблемуУчебные действияуправляет поисковой деятельностьюосуществляет самостоятельный поискДействия самоконтроля и самооценкиобсуждение результатов. Выдвижение проблемы Постановка учебной задачи - По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств. Работа в группахЗадание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.Задание для 2 группы: определить, какая вода в стаканах.Задание для 3 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.Задание для 4 группы: в коробке находятся предметы, определить их на ощупь.Задание для 5 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:У нашей группы было задание…Чтобы выполнить его нам помогли……   нам нужны…….Научное название…можно посмотреть в учебнике. Выступает 1 группа.У нашей группы было задание…Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.Научное название – орган зрения.- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.- Вы хорошо справились с заданием.- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба. (рисуются глаза человечку) Выступает 2 группа.У нашей группы было задание…Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.Научное название-орган вкуса.- Что помог определить вкус воды? (язык)- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)- Молодцы. С задание справились верно.(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.(дети рисуют язык человечку) Выступает 3 группа.У нашей группы было задание…Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.Научное название- ….- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. Выступает 4 группа.У нашей группы было задание…Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…Научное название - …. орган осязания.- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)- Верно, справились с заданием.(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.   Выступает 5 группа. У нашей группы было задание…Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.Научное название – орган слуха.- Что вам помогло услышать звуки? (уши)- Вы постарались, выполнили задание верно.- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)  Обобщающая беседа.- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?- Сколько  у человека органов чувств?- На какой вопрос вы должны мне ответить?- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать? (дети рассматривают получившегося человечка) Рефлексия.- А напоследок хочется сказать:Есть пять помощников на службе у тебя.Не замечая их, используешь всегда:Глаза тебе даны, чтоб видеть,А уши служат, чтобы слышать,Язык во рту, чтоб вкус понять,Руки, чтоб ласкать, трудиться,А носик -  запах различать.И ни к чему твоя тревога,Они всегда тебе помогут. Итог урока.- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.(Дети достигли целей, поставленных в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас). Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.  Нетрудно проследить, что приемы и методы работы на каждом из перечисленных этапов не являются новыми ни для педагогической теории, ни для практики обучения. Новым здесь является лишь понимание того, что все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»  (Александр Пятигорский (1929-2009), всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)