Презентация на темуКонцептуальные основы федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Концептуальные основы федерального государственного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО стандарта ДЛЯ обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья Предмет регулирования ФГОС для обучающихся с ОВЗ отношения в сфере образования между участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организацией, осуществляющей образовательную деятельность При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;неоднородность состава группы детей с ОВЗ; диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных условиях обучения. Стандарт утверждает основные принципы:● создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;● взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками;● приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт преследует следующие цели:обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования; обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяобеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации образовательных программ:к структуре программ;к условиям реализации программ;к результатам освоения программ;к итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ, определяемым к моменту завершения школьного обучения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная группа школьниковВ категорию лиц с отклонениями в здоровьевходят дети с различными нарушениями:слуха,зрения,речи,опорно-двигательного аппарата,задержкой психического развития,интеллекта,расстройствами аутистического спектра,множественными нарушениями развития. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья;от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья –дети с особыми образовательными потребностямиОсобые потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:  специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программе, адресованной сверстникам , развивающимся в норме; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности и обеспечивающих реализацию «специального» обучения;индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции. Дифференциация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – четыре базовых вариантаA -вариант адресован обучающимся с ОВЗ, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками (инклюзия).B- вариант адресован обучающимся с ОВЗ, когда ребенок получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными или не противоречащими образовательными потребностями.C - вариант адресован обучающимся с ОВЗ, требования к итоговым достижениям которых не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.D - вариант адресован обучающимся с ОВЗ, когда ребенок получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сравнительный анализ вариантов ФГОС для обучающихся с ОВЗТребования к виду образовательной программыТребования к структуре образовательной программыТребования к итоговым достижениям обучающихся Специальное сопровождениеОсобенности организации рабочего местаФорма организации образовательного процесса с т.з.включённостиСпецифика работы по расширению социального пространства обучающегосяСроки обученияВариант АОсновная образовательная программуВ соответствии с ФГОС НОО,ООО,СООРазвитие жизненной компетенции ребенка и поддержка в освоении ООПСопоставимое с образованием здоровых сверстников Коррекционное В случае необходимости -специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровьяПолное включение в общий образовательный процесс (инклюзия) В соответствии с ФГОС НОО,ООО,СООУровень развития на момент поступления в школу -близкий к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со здоровыми сверстниками . Имеет право на текущую, промежуточную и государственную итоговую аттестации в иных формах и получения документа об образовании –аттестата.Вариант ВАдаптированная образовательная программа.Усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условияхСопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстниковКоррекционное В соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями и дополнительное приспособление к конкретному ребёнкуВ среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными или не противоречащими образовательными потребностямиПоэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с ОВЗ с нормально развивающимися сверстникамиПролонгированные календарные сроки {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Требования к виду образовательной программыТребования к структуре образовательной программыТребования к итоговым достижениям обучающихся Специальное сопровождениеОсобенности организации рабочего местаФорма организации образовательного процесса с т.з.включённостиСпецифика работы по расширению социального пространства обучающегосяСроки обученияВариант САдаптированная образовательная программа, при необходимости-индивидуальная . «Академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенцииТребования к итоговым достижениям обучающихся не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образованияКоррекционноеРабочее место в соответствии со специфическими потребностями данной категории детейВ среде сверстников с ограниченными возможностями здоровьяПланомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстникамиПролонгированные календарные срокиВариант DИндивидуальная специальная образовательная программаЗначительное ограничение и утилитарность содержания «академического» компонента образования и максимальное углубление в область развития жизненной компетенцииОпределяются индивидуальными возможностями ребенкаКоррекционноеВ соответствии с особенностями развития конкретного ребёнкаВ среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипныИндивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределахПролонгированные календарные сроки Категория детей с ОВЗВарианты СФГОСГлухие детиI, II, III, IVСлабослышащие детиI, II, IIIСлепые детиI, II, III, IVСлабовидящие дети I, II, IIIДети с речевыми нарушениямиI, II, IIIДети с двигательными нарушениямиI, II, III, IVДети с задержкой психического развитияI, II, IIIУмственно отсталые детиIII, IVДети с расстройствами аутистического спектраI, II, III, IVСпецифика ФГОС Требования к структуре образовательных программПрограммы коррекционной работы, поддерживающей основную образовательную программу в первом варианте (A) Адаптированной образовательной Программы (обеспечивающей коррекционную направленность всего образовательного процесса) во втором (B) и третьем (C) вариантахСпециальной индивидуальной образовательной Программы в четвертом варианте (D). В структуре образовательных Программ обучающихся с ОВЗ предлагается выделить восемь областей образования:Язык – знания о языке и речевая практика;Математика – знание математики и практика применения математических знаний;Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и «жизненной компетенции» Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ОВЗ.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что школьник впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни;жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение. Требования к результатам освоения Программ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Академические» достижения обучающегося отражают степень его оснащённости запасом знаний и умений, из которых в будущем ребенок сможет выбрать нужные ему для социального развития и личной реализации. «Академические» достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого обучающимся с ОВЗ.Для оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции предлагается использовать метод экспертной группы.Данная группа должна объединять всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Задачей экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов – нет продвижения;1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Материально-техническое обеспечение организации образования детей с ОВЗ : специфика требований к Требования к учебникамВариант А: базовые учебники со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленную на развитие жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ и специальную поддержку освоения основной образовательной программы.Варианты В,С: специальные, учитывающие особенности психофизического развития и особые образовательные потребности детей, учебники в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими адаптированную образовательную программу в двух неотъемлемых ее компонентах: «академическом» и жизненной компетенции.Вариант D: специальные, учитывающие особенности психофизического развития и особые образовательные потребности этой части детей с ОВЗ, пособиям, дидактическим материалам, рабочим тетрадям и пр.