Презентация по изучению Юрты как архитектурной модели традиционной культуры хакасов


ЮРТА КАК АРХИТЕКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ Цели:Рассказать о юрте как архитектурной модели традиционной культуры хакасского народа;2) Проследить взаимосвязь формы жилища с мировоззренческими представлениями народа;3) познакомить с историей, традициями и обычаями охоты хакасского народа и природой малой родины.Следует отметить, что сведений по данной проблеме мало и встречаются они в совершенно различных по своей тематике источниках. Объект : хакасская юртаАктуальность : В эпоху рыночных отношений, когда идет процесс глобализации современного общества, наблюдается частичная утрата этнической традиционной культуры у малочисленных народов. В частности, у хакасов потеряло свое значение в производственном и повседневном быте традиционное жилище - юрта. В основе юрты лежат традиции предков, связь с особенностями природной среды обитания, укладом жизни, семейная педагогика. I. Юрта как архитектурная модель традиционной культуры хакасского народа.Возникновение юрты Южная Сибирь включает в себя степную и лесостепные зоны. Эта местность богата и горными возвышениями, покрытыми редкими лесами. Скудная древесная растительность в открытых пространствах вынуждает людей обходиться практически без строительных материалов при изготовлении жилища. Юрта как особый и своеобразный вид жилища тюрков (описание юрты эта особенность, как особого архитектурного сооружения, особой части материальной и духовной культуры хакасского народа. Типы юрты Основной тип юрты –нерешетчатая юрта (чарга иб). Эта постройка имела в основе вертикальные столбы с развилками наверху, в другом варианте – колья, поставленные по кругу. Существовала решетчатая юрта (тирмелbг иб, киис иб). Основным ее отличием была, складывающаяся как решетка, конструкция. Практически у всех кочевых народов Южной Сибири были похожие элементы жилища. Разнообразие типов жилищ прямо отражает разнообразие локальных вариантов хозяйственно-культурных типов местного населения. Поэтому весьма трудно дать характеристику дома в тюркском мировоззрении, не прибегая к обобщенному образу жилища. II. Юрта в традиционном мировоззренииЮрта – пространство женщины и семьи в традиционной культуре хакасок, олицетворяюшее всё: мир и благосостояние, спокойствие, тепло семейного очага. Куполообразная юрта с решетчатым деревянным остовом, покрытая березовой корой или войлоком. Юрта делится на женскую, мужскую, детскую, гостевую части, обязательным по всей видимости, являлось присутствие в ней сакрального, священного уголка горящего огня. Гость входящий в юрту кланяется порогу, а второй поклон совершает очагу – огню. Философское значение имела крыша юрты, купол был олицетворением его небесного Круговая конструкция юрты характерна для многих тюркских народов, которая, существовала ещё в древности, например, в древнеримской архитектуре (Пантеон), в основе которой лежит тоже круг. Отсюда можно сделать вывод о сакральном значении традиционного жилища хакасов. Древние хакасы считали, что на протяжении жизни ему покровительствует – Большая медведица, Хакасы поклонялись утром солнцу и небу-отцу, вечером Земле-матери. Обрядовая символика - свадьбы намечалось «обязательностью ритуала» в юрте. От этого ритуала, зависел уровень, показатель богатства и счастья, изобилия молодой семьи. Это был ритуал передачи эстафеты фамильного рода, который совершали старейшины. Встреча гостейПрием гостей в хакасском доме (ЮРТЕ)Чайная церемония чаепития отражает этикет культуры приема гостей, умение хозяйки красиво украсить жилище, накрыть стол национальными блюдами. Женщина во время приема гостей много не говорит, а молча, следит за церемонией подачи чая. Чай подается в пиалах, сначала наливается на дно пиалы молоко, затем заварка из трав, затем кипяток. Существовали строгие правила приготовления чая,если нарушались, то они выливались. Бытовая утварь хакасской юртыПрием гостей в современной Хакасии мало изучен. В литературных источниках обряд описывается только в общих чертах. В основном описываются национальные блюда, одежда, юрты, многие другие обряды, музыкальные инструменты и т.д. Бытовая утварь, на которой гостям преподносились блюда, практически совсем не упоминается На основе рассказов старожилов можно выявить основную идею, и традиционно предметную основу обряда. Предметы, практически все используются для многих других обрядов, так что можно сказать, что они универсальные. В старину изготавливались предметы из не бьющихся материалов, они были доступнее, дешевле, чем покупной фарфор. Фарфоровую посуду использовали по праздникам и она стояла в качестве украшений.. Обряд Кормление огня « От Ине».Домашний очаг должна кормить только хозяйка очага- Очах ээзi, а обрядовый огонь- мужчина алгысчы ( произносящий магические благопожелания).Даже мужчины алгысчы- благопожелания по народной традиции имеют право. перевалившие за 40 лет, а иначе смысл благопожеланий поворачивается прямо противоположно, пойдут во вред и самому, и потомкам, и окружающим. Алгысчы сначала ополаскивает свой рот, язык и губы родниковой водой или молоком, а затем только может участвовать в обряде. Из всего вышесказанного следует, что юрта является архитектурной моделью традиционной культуры хакасского народа. С древнейших времен традиционное мировоззрение хакасов разработало модель мира в его целости и единстве, в доминировании на всех уровнях мировосприятии трёх основных идей:1. Мир един в своем многообразии;2. Мир живой, и значит, жива каждая его частица;3. Все элементы Вселенной взаимосвязаны и взаимообусловлены во времени и пространстве.Строение юрты говорит об единстве человека с природой