Презентация по истории России на тему Завершение объединения русских земель и образование Российского государства (Русские земли во второй половине XIII-XV вв. Иван III) 10 класс ФГОС


Завершение объединения русских земель и образование Российского государства (Русские земли во второй половине XIII-XV вв. Иван III)Автор: Ступакова Нина Ивановна, учитель истории МАОУ ШИЛИ г. Калининграда Внутренняя политика Ивана IIIПоследний этап образования русского централизованного государства связан с деятельностью Ивана III Васильевича (Великого) (1462–1505 гг.). Еще при жизни своего ослепленного отца Василия II Иван Васильевич стал фактическим управителем государства. Иван III. Европейская гравюра XV в. Он продолжил политику своих предшественников по расширению границ Московского государства −собирания русских земель вокруг Москвы. Иван III силой или дипломатическими соглашениями подчинил себе княжества − Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.), Вятскую землю (1489 г.). Гораздо труднее шло присоединение к Московскому княжеству Новгородской земли. Гораздо труднее шло присоединение к Московскому княжеству Новгородской земли. Новгородская боярская аристократия, стремясь во что бы то ни стало сохранить свою независимость, проводила политику лавирования между Москвой и Литвой. В самом городе постоянно шла борьба промосковской и пролитовской партий. В конце 60-х гг. верх одержала партия сторонников союза с Литвой, возглавляемая могущественным боярским кланом Борецких и прежде всего посадницей (вдовой посадника) Марфой Борецкой. В 1471 г. новгородское правительство заключило договор с польско-литовским королем Казимиром IV, согласно которому Новгород признавал его верховную власть, но сохранял свою систему государственного управления.  Эти действия новгородской аристократии вызвали немедленные ответные действия со стороны Москвы. В 1471 г. войско Ивана III совершило поход на Новгород. В битве у р. Шелони новгородское ополчение было наголову разбито сравнительно малочисленной, однако прекрасно вооруженной и натренированной дружиной московского князя.  К. Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча Марфа-Посадница над разбитым вечевым колоколом на Памятнике "Тысячелетие России» Марфа Борецкая в искусствеМарфа-Посадница, или покорение Новгорода — историческая повесть Николая Карамзина Марфа-Посадница — фильм 1910 года.Телесериал «София», режиссёр Алексей Андрианов — Лидия Байрашевская.Марфа Посадница — стихотворение Сергея Есенина.Марфа-Посадница — роман Дмитрия Балашова (1972)Плач Марфы-посадницы — песня Александра Городницкого (1959)Вдовий плат — повесть Бориса Акунина (2016)Марфа, посадница Новгородская — историческая трагедия в стихах Михаила Погодина (1830) Марфа ПосадницаНе сестра месяца из темного болотаВ жемчуге кокошник в небо запрокинула,- Ой, как выходила Марфа за ворота,Письменище черное из дулейки вынула. Раскололся зыками колокол на вече,Замахали кружевом полотнища зорние;Услыхали ангелы голос человечий,Отворили наскоро окна-ставни горние. Источник: http://esenin.niv.ru/esenin/text/marfa-posadnica.htm А.Д.Кившенко. Отправка Марфы Посадницы и вечевого колокола в Москву После победы Иван III навязал Новгороду договор, согласно которому город лишался возможности вести самостоятельную внешнюю политику, однако сохранял свое политическое устройство. Важным дополнением к договору стало положение о судебном двоевластии: суд великого князя был приравнен к вечевому. Данное положение вскоре создало прецедент, необходимый князю для окончательной ликвидации новгородской независимости. Опротестовывая приговоры новгородского веча, князь вскоре добился складывания в Новгороде мощной антибоярской оппозиции. Используя настроения этой части новгородского общества, Иван III организовал новый поход на город в 1477 г. Не имея возможности сопротивляться князю, новгородское правительство запросило мира, который был подписан в 1478 г. на условиях ликвидации новгородских вольностей и вхождения боярской республики в состав Московского княжества. Из документа (С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории):"Для вольных же новгородцев князь не был «государем», и они его звали почетным титулом «господин», так же точно, как звали и свой вольный город «Господином Великим Новгородом». Естественно, что Иван мог схватиться за этот повод, чтобы покончить с новгородской вольностью. Его послы спросили в Новгороде: на каком основании новгородцы называют его государем и какого хотят государства? Когда же новгородцы отреклись от нового титула и сказали, что никого не уполномочивали называть Ивана государем, то Иван пошел походом на Новгород за их ложь и запирательство. Новгород не имел сил бороться с Москвой, Иван осадил город и начал переговоры с новгородским владыкой Феофилом и боярами. Он потребовал безусловной покорности и объявил, что хочет в Новгороде такого же государства, как в Москве: вечу не быть, посаднику не быть, а быть московскому обычаю, как государи великие князья держат свое государство у себя в Московской земле. Долго думали новгородцы и наконец смирились: в январе 1478 г. согласились они на требование великого князя и целовали ему крест. Новгородское государство перестало существовать; вечевой колокол был увезен в Москву. Туда же была отправлена семья бояр Борецких, во главе которой стояла вдова посадника Марфа (ее считали руководительницей противо -московской партии в Новгороде). Вслед за Великим Новгородом были подчинены Москвой и все новгородские земли". После присоединения Новгорода настала очередь Тверского княжества. В 1483 г., пытаясь сохранить независимость от Москвы, тверской князь Михаил вступил в переговоры с Казимиром Литовским. Иван III использовал это как формальный повод к развязыванию войны против Твери. В 1483 г. Михаил покорился и признал себя «меньшим братом» московского князя. Это, однако, не спасло его княжество. Уже в 1485 г. Иван III под предлогом продолжавшихся сношений тверского князя с литовцами организовал поход против Твери. Не дожидаясь военного столкновения, Михаил бежал в Литву, после чего большая часть тверского боярства сразу приняла сторону московского князя. Тверь была превращена в удел наследника московского престола, а в дальнейшем полностью инкорпорирована в состав Московского государства. Несмотря на то что после присоединения Твери и Новгорода некоторые русские земли (Псков, Рязань) еще сохраняли формальную независимость, по сути, объединение русских земель вокруг Москвы было завершено. Московское княжество стало Российским государством.  СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГАВо второй половине XV ст. Золотая Орда окончательно распалась на несколько государств. Несмотря на ослабление политического положения татар в юго-восточной Европе, правопреемница Золотой Орды −Большая Орда −продолжала собирать выход с русских земель. В 1472 г. Иван III прекратил выплату дани и перестал признавать свою зависимость от Орды. Н. Шустов. Иван III топчет ханскую басму. 1858 г. А. Д. Кившенко. Иоанн III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами. В 1480 г. хан Ахмат, воспользовавшись мятежом братьев великого князя и заручившись поддержкой литовского Казимира, двинул свое войско против Московского княжества. Московская армия встретила орду Ахмата на р. Угре. После нескольких неудачных попыток форсировать реку Ахмат встал лагерем на восточном берегу, дожидаясь литовцев. Подходу войск Казимира IV помешала искусная московская дипломатия −противник Большой Орды крымский хан совершил набег на южные границы Литвы и тем самым отвлек короля от помощи Ахмату. С наступлением зимы войска Ахмата, не получив помощи от союзников и испытывая холод и голод, были вынуждены отступить. Сам Ахмат вскоре был убит, а Большая Орда переставала существовать. Стояние на Угре. Миниатюра Летописного свода, XVI в. Стояние на Угре завершилось победой Российского государства, татаро-монгольское иго было свергнуто, русские земли получили желанную независимость.Из документа (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен):"Другие летописцы говорят правдоподобнее, что с Дмитриева дня (26 октября) стала зима и реки все стали, начались лютые морозы, так что нельзя было смотреть; татары были наги, босы, ободрались; тогда Ахмат испугался и побежал прочь 11 ноября. В некоторых летописях находим известие, что Ахмат бежал, испугавшись примирения великого князя с братьями. Все эти причины можно принять вместе: Казимир не приходил на помощь, лютые морозы мешают даже смотреть, и в такое-то время года надобно идти вперед, на север, с нагим и босым войском и прежде всего выдержать битву с многочисленным врагом, с которым после Мамая татары не осмеливались вступать в открытые битвы; наконец, обстоятельство, главным образом побудившее Ахмата напасть на Иоанна, именно усобица последнего с братьями, теперь более не существовало". Внешняя политика Ивана IIIУкрепление Российского государства при Иване III привело к усилению его внешнеполитической активности. В ходе двух войн с Великим княжеством Литовским (1487–1494 гг.; 1500–1503 гг.) к Москве были присоединены  Верховецкие княжества (земли в верховьях Оки) а также Северская земля с городами Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Рыльск, Путивль, Стародуб.На северо-западе Московское государство сдержало усиливавшийся натиск Ливонского ордена и Королевства Швеции. Усилилось влияние России на татарские дела. При Иване III Россия состояла во взаимовыгодном союзе с Крымским ханством, ставила своих кандидатов на казанский престол. Рост внешнеполитического могущества Московской державы не остался незамеченным в Европе. При Иване III у России завязались постоянные дипломатические отношения со Священной Римской империей, Венецией. В попытке втянуть Россию в антитурецкую коалицию папское государство организовали свадьбу вдовца Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Русская дипломатия использовала этот брак в своих интересах, утверждая, что Россия является наследницей Византии. Внешне это проявилось в появлении при дворе московских великих князей византийского церемониала, принятии герба династии Палеологов − двуглавого орла − как государственного символа России. Эпоха Ивана IIIЗадача 157-я статья Судебника 1497 года важный этап на пути оформления крепостного права. Согласно этой статье крестьянин может покинуть землю владельца в период с 19 ноября по 3 декабря, «за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего», как говорилось в этой статье. Крестьянин, пожелавший покинуть землевладельца, мог сделать это, только выплатив «пожилое», размер которого был связан с природными факторами (больше лесов — меньшая сумма и наоборот) и со временем проживания у данного феодала. За четыре и более года следовало уплатить один рубль или полтину это размер «пожилого» в полном объеме. Чем меньше жил крестьянин, тем меньшую часть суммы он платил: за один год платилась четверть, за два половина, за три - три четверти полной суммы. Много это или мало? За год в среднем крестьянин зарабатывал приблизительно рубля четыре, но из них следовало вычесть то, что шло на выплату налогов государству, покупку необходимого для проведения посевных работ и около четверти этой суммы феодалу. Оставалось не так уж и много. ВопросыПопробуйте определить, имели ли русские крестьяне реальную возможность воспользоваться 57 статьей Судебника?Что нового вносил в крестьянскую жизнь этот документ? Согласны ли вы со справедливостью первого предложения этого задания? Объясните свое мнение. Почему устанавливалось «пожилое»?Задача 2Почему имперский посол С.Герберштейн, побывавший в начале XVI века в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника 1497 года? Историки об Иване IIIД. И. Иловайский: «Иван III представляется нам основателем того истинно государственного строя, которому отныне подчинилась вся Русская земля и которым она обязана своим последующим величием. Н.М. Карамзин ставит Ивана III на очень высокое место. По его мнению, это деятель не только русской, но и всемирной истории. Не обладая привлекательными свойствами Мономаха или Дмитрия Донского, он «стоит, как государь, на высшей ступени величия». Его осторожность не может не пленить нас, иногда она кажется даже боязливостью и нерешительностью (поведение на реке Угре, в виду полчищ хана Ахмета), но она подсказана благоразумием, благодаря ей «творение» Ивана приобрело надлежащую прочность, устойчивость и пережило его самого. Иван III оставил после себя «государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления». Он создал нынешнюю Россию. С.М. Соловьев:«Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых, бережливых предков, Иоанн III вступил на Московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным, старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже легкий удар, чтобы дорушить его. Пользуясь полученными от предков средствами, счастливым положением своим относительно соседних государств, он доканчивает старое и вместе с тем необходимо начинает новое. Это новое не есть следствие его одной деятельности; но Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; Иоанну III принадлежит честь за то, что он умел пользоваться своими средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем северной Руси: расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные черты деятельности Иоанна III». Н.Н. Костомаров:«Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытый, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагой, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и, возможно, прочное присоединение их к Московскому государству было заветной целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена». ЗаданиеСравните эти оценки и выделите главную идею каждой из них. Какая из позиций вам представляется более достоверной и обоснованной, соответствующей историческим реалиям? Чем можно объяснить различие оценок? Какие из заслуг Ивана III вы поставили бы на первое место и почему? Какими вам представляются личность Ивана III, его характер, образ? Что привлекает и что отталкивает вас в нем? Мемориал в честь стояния на Угре 1480. Калужская область