Презентация по литературе А.С. Пушкин Капитанская дочка (1-2 ур)


«Капитанская дочка» 1романповестьсемейные запискихроникамемуары Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом (любовь, описание жизни героя, стремление к идеалу)?Переходный жанр между романом и рассказом. Сюжет обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. “Семейные записки” – это воспоминания автора о своих родителях и их предках.Литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных и т. п. событий.Мемуары - записки о прошлых событиях современника или участника этих событий.





Историческая эпоха в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Среди Русских исторических деятелей своей эпохи А.С.Пушкина привлекала фигура Пугачева, которого он соизмерял с личностью Петра I. В начале 30-х годов ХIX века после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе поэт начинает изучать архивные материалы, посещает места связанные с Пугачевским бунтом, знакомится с документами секретной переписки осматривает место главной ставки Пугачева, записывает рассказы живых свидетелей восстания.
Пушкин едет в Казанскую и Оренбургскую губернии «Правление всюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланные в погоню за Пугачёвым, самовластно наказывали виноватых и безвинных. Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный». А.С.Пушкин «История Пугачева» Карта продвижения войск Емельяна Пугачёва. « История Пугачевского бунта» была завершена в 1833 году. А.С. Пушкин возвращается к образу Пугачева в «Капитанской дочке» .Здесь герой показан более живо как руководитель восстания, как человек.Другие герои оказываются втянутыми в исторические события. Принцип историзма является главным в повести. Внимание к истории у Пушкина не ограничивается только историческим событием, автор касается жизни и деятельности людей определенной эпохи. Следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Емельян Иванович Пугачёв и Екатерина II Образ Емельяна ПугачёваПугачёв – это сложный сплав исторических, реальнобытовых, символических и фольклорныхэлементов, это образ-символ. Пугачёв сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость ивеликодушие, лукавство и прямота, желаниеподчинить человека и готовность помочь ему. 13«Береги честь смолоду».Как вы понимаете данную пословицу? Почему автор делает ее эпиграфом к изучению романа?Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.
Петр ГринёвОт чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»?Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе.2. Почему ирония присутствует в описании детства?
С. Герасимов. «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». 16 «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин. Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чем его основной смысл? 18 Сторона ль моя, сторонушка,Сторона незнакомая!Что не сам ли я на тебя зашел,Что не добрый ли да меня конь завез:Завезла меня, доброго молодца,Прытость, бодрость молодецкаяИ хмелинушка кабацкая.Старинная песня 19«Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887. «Вожатый». Буран. Художник С. Иванов. 1899. 20 «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» Художник С. Герасимов. 21 «Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин. 22 Задание на самоподготовку:Стр. 95-1051.Прочитать 3-5 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 2.Составить цитатный план главы 4 «Поединок» и её художественный пересказ.3. Индивидуальные задания:- выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» - выписать из текста реплики Василисы Егоровны, ответить на вопрос: «Как речь характеризует героиню?» - подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы23