Презентация по русскому языку на тему Изобразительно-выразительные возможности русской лексики и синтаксиса


Изобразительно-выразительные возможности русской лексики и синтаксисаКрасноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. (М.В.Ломоносов) Выразительность речи зависит от использования в ней художественных приемов, традиционно называемых тропами и фигурами. Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа. Основные виды тропов:1. Эпитет – образное определение предмета или явления (« И мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман», А.Блок).2. Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку (« Небо как колокол, месяц -язык», С.Есенин).3. Олицетворение –присвоение предметам неживой природы свойств живых существ («Мыли листьями рамы фрамуг», Б.Пастернак); 4. Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства предметов («Горит костер рябины красной», С.Есенин);5. Метонимия – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе смежности понятий («Фарфор и бронза на столе», А.Пушкин);6. Гипербола – художественное преувеличение свойств предмета («В сто сорок солнц закат пылал», В.Маяковский);7. Литота – художественное преуменьшение свойств предмета (« Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка», А.Грибоедов); 8. Оксюморон – соединение слов, обозначающих несовместимы понятия («Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг», М.Лермонтов);9. Синекдоха – употребление части вместо целого или целого вместо части («И слышно было до рассвета, как ликовал француз», М.Лермонтов, «Мы все глядим в Наполеоны»,А.Пушкин);10. Ирония – скрытая насмешка («Отколе, умная, бредешь ты, голова (при обращении к ослу), И.Крылов). Фигуры – особые стилистико-стилистические конструкции, придающие выразительность речи. Основные виды фигур:1. Инверсия – нарушение прямого порядка слов («Дар напрасный, дар случайный», А.Пушкин);2. Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний («Жди меня, и я вернусь, жди, когда снега метут», К.Симонов);3. Эпифора - повторение слов или фраз в конце смежных высказываний («Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что», О.Хайям);4. Антитеза – резкое противопоставление понятий (« Ты и убогая, ты и обильная», Н Некрасов); 5. Подхват – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий («Придет оно, большое как глоток, глоток воды во время зноя летнего», Р.Рождественский);6. Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство («И блеск, и тень, и говор волн», А. Пушкин);7. Бессоюзие – построение предложения, при котором однородные части предложения связываются без помощи союзов («Швед, русский, колет, рубит, режет», А.Пушкин); 8. Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (« Богатство хорошо иметь, но должно ль им кому гордиться сметь?», А Сумароков) ;9. Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления («О лес! О жизнь! О солнца свет!», А.Толстой). Проверь себяВариант 1 (для комментированной работы)Определите, какие тропы и фигуры употреблены в приведенных художественных фрагментах. 1. Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский).2. Литейный залили блузы и кепки (В.Маяковский).3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.Гоголь).4. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается старость (А.Пушкин).5. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (Н.Гоголь).6. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин).7. Золотой лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).8. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (А.Пушкин).9. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.Шолохов).10. Есть тоска веселая в алостях зари (С.Есенин). Вариант 2 (для самостоятельной работы)Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.(1) Современная ситуация такова, что научно-технический прогресс является одним из главных путей социального прогресса в целом. (2) Мудрость нашей эпохи во многом выражается в удивительных, уникальных (да возрадуется душа могуществу человека!) достижениях науки и техники (электронной, лазерной, вычислительной и т. д.), которые, несомненно, раскрывают новые перспективы для развития производства, поднятия жизненного уровня народа, совершенствования условий работы и отдыха, воспитания и образования.(3) Появлением глобальных проблем как проблем социальных человечество во многом обязано именно техническому прогрессу. (4) Современный мир — грандиозный техноценоз, а последствия технического прогресса, ввиду его универсальности, всеохватывающего характера, имеют значение, далеко выходящее за пределы сугубо технического ряда.(5) Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику (мы так же далеки от мысли во всём на неё полагаться, уповать на неё), считая её воплощением зла. (6) Зло входит в мир только через чело-' века, его поступки, волю (как, впрочем, и добро утверждается в мире благодаря ему). (7) И носителем ответственности может быть только человек. (8) Те, кто во всём винит технику, снимают социальную ответственность с человека и способствуют его деморализации (какая вина, если ты невиновен, неповинен!). (9) Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только идя путём научно-технического прогресса. (10) Нельзя не только отказываться, но и отказаться. (11) Современный мир не предоставляет альтернатив. Бегство от техники, как и от свободы, — иллюзия, и притом очень опасная (как и бесконечное доверие ей). (12) В этом отношении у нас нет свободы выбора, но есть свобода мнимая.(А. Рубенис) Публицистический текст А. Рубениса посвящен актуальной проблеме научно-технического прогресса. Изложить мысли автору помогают особые синтаксические   модели,    из    которых    наиболее    частотны _____________  (предложения 2, 5, 6, 8,  11),  причём некоторые из них (предложения 2, 8) являются одновременно и _____________. Предложения 2, 6 отличаются полнотой, поскольку автор употребляет в них ______________. Среди средств лексической выразительности, использованных автором, можно назвать    _____________    (предложения    6,    7,    8)    и _______________ (удивительных, уникальных, очень опасная, универсальность, всеохватывающий характер и др.).Список терминов:1) ряды однородных членов2) эпитет3)  вставная конструкция4)  оценочная лексика'5)  риторическое восклицание6)  экспрессивная разговорная лексика7)  вопросно-ответное единство8)  фразеологизм 9)синекдоха10) развёрнутая метафора Правильный ответ3, 5, 1, 9, 4Спасибо за внимание!