Методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»


Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»Воспитатели:Даниленко Н.А.  Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств, предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа. Детский фольклор даёт ребёнку выработанные временем словесно – поэтические средства, необходимые ему для выражения в художественной форме особого, детского видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями. К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» Детский фольклор – это специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировоззрением. Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Цели и задачи методической разработки Цель: раскрыть перед детьми раннего возраста мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя через малые жанры фольклора Задачи:Приучить внимательно, слушать произведения малого жанра фольклора.Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы. Учить запоминать и читать наизусть произведения.Развивать умение рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.Воспитать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребёнком.Способствовать успешной адаптации детей к детскому саду. Основная идея педагогической деятельностиВ общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Тексты песен озвучиваются соответствующей интонацией: колыбельную на распев, ласково, негромко, весёлую потешку – задорно, с юмором, улыбкой. Систематически используя песенки, заклички и другие формы фольклора на занятиях и в повседневной деятельности младшие дошкольники учатся слышать речь взрослого, уважать взрослых и своих сверстников, целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Новизна методической разработки Г. С. Виноградов впервые определил понятие «детский фольклор». Он считал, что «детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети». Главное, что мы учитываем при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. система работы Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, огромное значение, в которой уделяется развитию гармоничной, творческой личности, и, которые предоставляются возможности для самостоятельной активности педагога. Методы и примеры работы.Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуресовместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу. В процессе приобщения ребёнка к ценностям народной культуры нельзя обособленно рассматривать приёмы и методы педагогического воздействия, следует говорить о едином системе целей, содержания, форм и методов деятельности, направленной на освоение традиционных культурных ценностей ребёнком с самого раннего детства. Специально – организованное обучение мы осуществляем главным образом на занятиях, таких как: развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура. Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию необходимо развивать слух. В восприятии речи воспитателя дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов. Например, занятие по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» (см.приложение) потешка «Курочка – рябушечка»- Курочка – рябушечка,Куда ты пошла?- На речку.- Курочка – рябушечка,Зачем ты пошла?- За водичкой.- Курочка – рябушечка,Зачем тебе водичка?- Цыпляток поить.- Курочка – рябушечка,Как цыплятки просят пить?- Пи – пи – пи – пи – пи – пи» чешская песенка«Курочка моя,Умница моя,Вот пшено, водичка,Дай, ты мне яичко,Умница моя!» Использование потешки и песенки помогает детям усвоить содержание занятия, создает эмоциональный настрой. занятие по ознакомлению окружающим миром на тему «Купание куклы Кати» используется потешка:«Кукла в ванночке не плачет,Посидит хоть целый час.- Любит кукла! Это значит- Кукла умница у нас!» занятие по лепке на тему «Зёрнышки»песенка «Птичка»:«Маленькая птичка Прилетела к намМаленькая птичка,Зёрнышки я дам.Маленькая птичкаЗёрнышки клюёт.Маленькая птичкаПесенки поёт». занятие по лепке на тему «Улитка»приговорка:«Улитка, улитка,Выпусти рога.Дам пирога.Масляного, примасляного». занятие по рисованию на тему «Дождик» «Дождик, дождик, веселей,Капай, капай, не жалей!Только нас не замочи,Зря в окошко не стучи!» Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей занятии физкультуры мы приглашаем словами песенки:«Зашагали ножки, топ – топ – топ,Прямо по дорожке, топ – топ – топ,Ну-ка, веселее, топ – топ - топ,Вот как мы умеем, топ - топ – топ,Топают сапожки, топ – топ – топ,Это наши ножки, топ – топ – топ!» Главное, мы считаем, что должен учесть воспитатель при ознакомлении воспитанников с различными фольклорными жанрами, необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить, как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действо. Мир потешек очень разнообразен: При помощи потешек у дошкольников легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. В адаптационный период очень важна правильная организация питания:«Умница Катенька,Ешь кашу сладенькую,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую!» Перед сном:песенка «Спят усталые игрушки».Потешка:«Спят котята на окошке,Спит собака на дорожке,Спят козлята на лугу,Солнце рыжее в стогу,Спи, Валюшка, ты устала,Песню я начну сначала». Для одевания:«Таня варежку надела.«Ой, куда я пальчик дела?Пальчик в домик не попал!»Таня варежку сняла,Таня пальчик свой нашла». Организуя наблюдения с детьми: «Солнышко, Солнышко,Колоколнышко,Не пеки за реку,Пеки к нам в окно,Будет нам тепло!» если кто-то из детей упал или ударился:У собачки не боли, У кошки не боли, И у Артёма заживи». Для проведения прогулки по детскому саду :«Гудит автобус у ворот;Скорее, маленький народ!Ду – ду!Я жду давно!Он собирает всех ребят,Чтоб отвезти гулять их в сад». В формировании навыков самообслуживания:«Постираем кукле платье,Чисто, чисто!А расчёску возьмёмИ причёску наведём». Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей:«Жили были зайчикиНа лесной опушке,Жили были зайчикиВ беленькой избушке.Мыли свои ушки,Мыли свои лапочки,Наряжались зайчики,Надевали тапочки». Работа с родителями В своей работе по ознакомление детей с малыми жанрами фольклора мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями. Без родителей нам не удалось бы добиться хороших результатов. Для достижения цели мы используем коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Материал для стенда: «Родители – книга – ребёнок» Список по ознакомлению детей 2-3 лет с произведениями художественной литературы«Колыбельные песенки для детей» «Русские народные потешки, песенки в жизни малышей»консультацию «Подбор упражнений, пальчиковых игр» В заключение… При работе над данной темой, просматривая методическую литературу, анализируя свою деятельность, мы еще раз убедились в правильности выбранного направления – значение малых жанров фольклора в жизни малышей 2 - 3 лет. Именно в детском саду начинает складываться начитанность. У воспитанников прослеживается интерес к литературе. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. В дальнейшем… продолжать работу по воспитанию любви к книгам, к малым жанрам фольклораподбор песенок, потешек, закличекпополнить театральный уголок разными видами театра привлекать их к совместным играм в группезнакомить с важностью приобщения детей к произведениям малых жанров фольклора в домашних условиях