Презентация Использование игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников на уроке окружающего мира


Использование игровых технологий в развитиипознавательных интересов младших школьников на уроке окружающего мираРаботу выполнила учитель начальных классовШлягова Ирина СергеевнаМБОУ СОШ № 15 Понятие «познавательный интерес» Интерес, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев). Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: ЛюбопытствоЛюбознательностьПознавательный Теоретический интерес В структуру игровой технологии как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:1) ролевые игры на уроке;2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок-игра, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема: «Земля и человечество».Тип урока: Обобщающий урок – играЦели: 1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.Обоснование форм и методов урока.Игра, как форма урока, повышает активность и интерес учащихся к предмету, работа в группах даёт возможность проявить себя каждому, и сильному, и слабому ученику; учит взаимопомощи и взаимоуважению.Прогнозируемый результат.К концу урока, выполнив задания всех этапов, учащиеся должны закрепить знания и хорошо справиться с итоговым тестом. Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:АСТРОНОМЫ, ГЕОГРАФЫ, ИСТОРИКИ, ЭКОЛОГИ Дети решают кроссворд и группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы. Практическая работа. Астрономы собирают модель Солнечной системы. (Материалы: лист формата А4, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет и Солнца). Историки из предложенных картинок выбирают объекты старины. Географы определяют по контурам границы материков (Материалы: лист формата А4, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков). Экологи из предложенных картинок выбирают те, которые относятся к Объектам Всемирного наследия, работают с картой мира. Группы работают одновременно. После окончания работы учащиеся рассказывают, какую работу они выполнили. 1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целома)экология б)географияв)асторномия г)история2.Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…а)Юрий Гагарин б)Нил Армстронгв)Алексей Леонов3.Условное изображение поверхности Земли на плоскости.а)глобус б)географическая карта5. «Лёгкими нашей планеты» называют…а) хвойные лесаб) тропические лесав) широколиственные леса7.Эмблему «Большая панда» имеет…а) Гринписб) Всемирный фонд дикой природы.Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов. Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество»: Подведение итогов.Самоанализ урока.Урок достиг цели. Учащиеся через разнообразные формы работы повторили вопросы темы. Все работали активно, с азартом. Каждый ученик в соответствии сосвоими возможностями внёс вклад в конечный результат работы группы. Все ребята получили положительные отметки. Выводы:1. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.2. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.3. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Спасибо за внимание!