Презентация урока Культурное наследие Российской империи второй половины XVIII в.


Культура России во второй половине XVIII века План:Характерные черты русской культуры второй половины XVIII в.;Образование;Литература;Музыкальное и театральное искусство;Живопись и архитектура. Характерные черты русской культуры1. влияние идей Просвещения;2. сословность;3. рационалистическое мировоззрение;4. преодоление культурной замкнутости. Образование1763 г. – подписание Екатериной II указа «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола»И.И. Бецкой (1704-1795 гг.)Екатерина II (1729-1796 гг.) 1. Какова цель указа «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола»?2. Назовите пути реализации цели поставленной правительством Екатерины II?3. В чем заключается специфика деятельности воспитательных учреждений?4. Население какого возраста, согласно принятому указу, подлежало воспитанию? образование для выходцев их дворянской и купеческой среды - закрытые дворянские корпуса: Морской шляхетский корпус (с 1752 г.), Смольный институт (с 1764 г.), Екатерининский институт (с 1798 г.) и др.);для детей духовенства - епархиальные школы;для детей рекрутов – гарнизонные школы;с 1782 г. – бессословные народные училища; 1755 Г. - ПОДПИСАНИЕ Елизаветой петровной указа об основании МГУЕлизавета Петровна (1709-1762 гг.) Здание Земского приказа на Красной площади, в котором первоначально размещался МГУ.
М.В. Ломоносов (1711- 1765 гг.) — первый русский учёный-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк. ЛИТЕРАТУРА - среди низов городского населения и крестьян – устные сочинения народной поэзии, сатирические повести и др.;- среди дворян – печатная литература трех направлений:классицизм ( Г.Р. Державин и др.):- интерес к внутреннему миру человека вне зависимости от его сословной принадлежности;- внимание к социально-политическим проблемам страны;сентиментализм (Н.М. Карамзин др.):- чувственное восприятие действительности;реализм (Д.И. Фонвизин и др.):- правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах. Г.Р. Державин (1743 - 1816) — поэт, представитель классицизма. В оде «Фелица» пытался создать образ идеального монарха. Н.М. Карамзин (1766 - 1826) — историк, писатель, поэт. Основоположник сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.).Д.И. Фонвизин (1745 -1792) — русский литератор, создатель русской бытовой комедии. Автор комедии "Недоросль" (1781), в которой обличал невежество и произвол помещиков.


развитие светской, церковной, оперной, инструментальной музыки;формирование композиторской школы (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич и др.);панегические канты (прославление страны, правителя);создание первого российского национального гимна «Гром победы, раздавайся!» (1762 г.).Особенности музыкальногоискусства «Гром победы, раздавайся»(муз. О.А. Козловского, сл. Г.Р. Державина)Громъ победы раздавайся!Веселися храбрый Россъ!Звучной славой украшайсяМагомета ты потрёсъСлавься симъ, Екатерина,Славься симъ, Екатерина,Славься нежная къ нам мать.Славься нежная къ нам матьСлавься сим, Екатерина,Славься нежная къ нам матьВоды быстрыя ДунаяУжъ въ рукахъ теперь у насъ;Храбрость Россовъ почитая,Тавръ подъ нами и Кавказъ.Ужъ не могутъ орды КрымаНыне рушить наш покой;Гордость низится Селима,И блъднеетъ онъ съ луной.Стонъ Синая * раздаетсяДнесь въ подсолнечной вездe;Зависть и вражда мятетсяИ терзается въ ce6е.1. Назовите период создания гимна?2. Кто стоял во главе Российской империи?3. С каким событием связано создание гимна?4. В чем заключается основная идея гимна? Ф.Г. Волков (1729 - 1763) — актёр, режиссер, основатель первого русского театра.В 1756 г. учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр»деятельность государственных и частных театров;общедоступность и демократизация;подготовка профессиональных актеров: Петербуржская театральная школа (1779 г.);создание крепостных театров (Шереметьевых, Юсуповых).Театр
А.П. Антропов. Портрет Екатерины IIЖивописьразвитие портретной, исторической, пейзажной живописи, мозаики, гравюры;отражение идеи государственности в камерных портретах императрицы.Автор неизвестен.Портрет Екатерины II в народном костюме.

Дом Пашкова. Арх. В.И. Баженов. 1784-1786 гг. (классицизм).Архитектура- основные стили - барокко и классицизм;- величественность, богатство, помпезность архитектурных сооружений подчеркивали величественность Российского государства.Большой Екатерининский дворец. Арх. В.В. Растрелли. (1752-1756 гг.) (барокко).