Презентация по дисциплине История изобразительного искусства на тему Золотой век русской культуры. I -ой половины XIX в.


«Золотой век русской культуры». Живопись 1-ой половины XIXвека Жанр – не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни.В.В.Стасов Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миромстранник, Но только с русскою душой.М.Ю.Лермонтов Болящий дух врачует песнопенье.Гармонии таинственная властьТяжелое искупит заблужденьеИ укрепит бунтующую страсть.Е.А.Баратынский Я думаю, самая коренная потребность русского народа есть потребность страдания.Ф.М.Достоевский Задача на занятие: Ответить на вопрос – почему XIX век называют «золотым веком» русской культуры? Две культурные российские традиции «совмещение различных наследий» (Д.С.Лихачев): Древняя, народная. Была рождена в конце X века в недрах православной духовности.Официальная, дворянская, молодая, зарождающаяся к началу XIX века. Христианские основы искусства первой половины XIX века прослеживаются: в стремлении к познанию высоких истин и законов Бытия;в желании понять и отразить в художественных образах страдания и несчастья простого, обездоленного человека;в страстном протесте против лжи, ненависти, несправедливости мира;в неизбывной любви к России, к ее бескрайним просторам, к ее многострадальной истории;в пронзительно звучащей теме ответственности художника – творца, художника – пророка перед народом за каждое свое произведение. Венецианов Алексей Гаврилович «Чистка свеклы» «На пашне. Весна» «На жатве. Лето» «Жнецы» «Спящий пастушок» «Крестьянские дети в поле» «Вот те и тятькин обед» «Крестьянка за вышивкой» «Крестьянка с васильками» «Крестьянка с молоком» Тропинин Василий Андреевич «Кружевница» «Золотошвейка» «Гитарист» Портрет А.С.Пушкина Портрет Брюллова Автопортрет на фоне Кремля Брюллов Карл Павлович «Явление Аврааму трех ангелов у дуба» «Итальянское утро» «Девушка, собирающая виноград» «Итальянский полдень» «Последний день Помпеи» Кипренский Орест Адамович «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Портрет Д.Давыдова Портрет Ф.А.Голицына Портрет Ф.В.Растопчина Портрет А.С.Пушкина Сильвестр Щедрин «Большая гавань в Сорренто» «Вид Сорренто близ Неаполя» «На острове Капри» «Лунная ночь в Неаполе» «Террасы на берегу моря» Иванов Александр Андреевич Федотов П.А. «Свежий кавалер» «Разборчивая невеста» «Вдовушка» «Игроки» «Сватовство майора» «Анкор, еще анкор!» Иванов А.А. – 1, Брюллов К.П. – 2, Кипренский О.А. – 3, Щедрин С.- 4 ФедотовП.А. – 1, Венецианов А.Г. – 2, Тропинин В.А. – 3, Брюллов К.П. - 4 «Золотой век» русской культуры: Правдивое изображение окружающего мира сочеталось с углубленной насыщенностью чувств, с тонким воплощением движений человеческой души.Разрушение грани, что разделяют художника и его творение – в искусство хлынули чувства, переживания, страсти, рожденные жаждой высокой истины, исканием правды о человеке, размышлениями о справедливости устройства общественных отношений.Образ трагической неординарной личности, не нашедшей места в жестоком и несправедливом обществе. «Бегство от действительности» -интерес к далекой старине, фантастике, народному творчеству.