Презентация по литературному чтению 3 класс Школа 2100 на тему: Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»


Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»3 классЛитературное чтение«Школа 2100»Автор: Сафина Гелия Решатовна учитель начальных классов Отгадайте загадку!Он детворы любимый друг,Хранитель книжных полок.А деду Фёдору он – внук,Он домовых потомок.Он приоткрыл нам дверцу в большой и светлый мир.В нём сказки дружат с детством,И там фантазий пир.



Воспользовался ли кто-нибудь из вас списком книг, который составил Афанасий на лето для Саши? Какие книги вы читали во время летних каникул?
Вы помните, Екатерина Валерьевна и Рустэм Николаевич Бунеевы обещали нам новую встречу на страницах учебника, который называется... «В одном счастливом детстве».

Что же такое «счастливое детство»?
Подберите однокоренные слова к слову счастливое.Как вы думаете, о чём мы будем читать? А так ли это, оправдались ли ваши ожидания, мы узнаем позже, когда вы ознакомитесь с произведениями, включёнными в этот учебник.

Рассмотрите обложки наших учебников. Что изобразили художники? Можно ли по рисункам догадаться, о чём мы будем читать?Чтобы проверить наши предположения, обратимся к содержанию наших книг, прочитаем названия разделов учебника.
Уже стало доброй традицией, что каждый учебник серии «Свободный ум» начинается с письма к нам авторов-составителей Екатерины Валерьевны и Рустэма Николаевича Бунеевых. Что они пожелают нам в этом году, с кем познакомят? Прочтите, к кому обращаются авторы учебника.
А вот и наши герои.А почему вы улыбаетесь, глядя на наших новых знакомых? Чей это рисунок? Кто его автор?
Прочитайте, пожалуйста, обращение ещё раз про себя, чтобы получше узнать о наших друзьях и о том, чем мы будем заниматься на уроках литературного чтения в 3-м классе.
Я думаю, приставка со-, которая в данном случае обозначает совместное действие, поможет вам истолковать правильно слова:сотрудники – вместе трудятся;соавторы – авторы одного произведения, они вместе сочиняли, писали;сопереживать – переживать вместе с кем-то;сочувствовать – разделять чьи-то чувства.



Давайте прочитаем, о чём ведут разговор Настя с папой, на с. 4.
Работа со стихотворением Г. Сапгира «Нарисованное солнце».
Автор первого стихотворения – Генрих Сапгир. Взгляните на рисунок. Что произойдёт, если нарисованное солнце закроет окно?Сейчас мы прочитаем стихотворение «Нарисованное солнце» и проверим, так ли это.
Вопросы после чтения:
Работа со стихотворением Ю. Кима «Светлый день».
А вот и ещё одно стихотворение, которое открывает наш учебник.Прочтите его название и имя автора. Как вы понимаете выражение «светлый день»? Он какой, этот день? Как вы думаете, почему художник нарисовал клоуна? Какой он? Его настроение, характер?

Первичное чтение (дети про себя).Так какой же он – светлый день – у поэта Ю. Кима? Воспользуйтесь словами самого поэта.
Давайте перечитаем и проследим, с кем сравнивает поэт день и какие слова – глаголы и прилагательные – при этом употребляет.(Лупоглазый тюлень, золотая зелень, озорная ящерица, голубая тень, клоун расписной, пёстрый клоун.)
Прочитайте только слова-действия, с помощью которых мы видим, что день – живое существо. (Таращится, скачет, дурачится, покачивается, дразнит, хохочет, что-то прячет.)
Кого напоминает Светлый день в своих поступках, кто так же ведёт себя? (День, как ребёнок: шаловливый, весёлый, озорной.)

В стихотворении есть строчки, которые нужно читать с другой интонацией. Найдите эти строчки и скажите, какой должна быть интонация и почему.Но настанет важный миг – Пёстрый клоун станет тих...
А что это за «важный миг», о котором говорит автор?Было такое с вами? Какой день летних каникул преподнёс вам подарки-радости?
Юлий Ким – не просто поэт, а поэт, который сочиняет стихи-песни и музыку к ним. Да к тому же сам их исполняет. Таких авторов называют бардами. И потому, видимо, стихотворение «Светлый день» получилось очень музыкальным. Может быть, вы отыщете строчки, которые можно исполнять как припев песни?
Что объединяет стихи Г. Сапгира и Ю. Кима, как вы думаете? Почему именно они открывают наш учебник?
Интересно, изменилось ли настроение Насти? Прочитайте про себя текст на с. 5.Где же найти весёлых, интересных собеседников, с которыми не соскучишься?
Итог.Какой же девиз следует избрать человеку, чтобы жизнь не казалась серой и тусклой, если даже погода и обстоятельства навевают грусть? Умей создать себе и окружающим хорошее настроение.

Домашнее задание.Выучить стихотворение Ю.Кима «Светлый день»