Презентация Читать или не читать? Вот в чем вопрос!


Презентацию подготовилаШульгина ЕкатеринаУченица 11 классаРуководитель Башкиров В.В.Учитель истории и обществознания2010 год Проблема чтения в современном обществе Цель данной работы: проанализировать причины уменьшения количества читающих людей России, и чем это грозит обществу на основании изучения данных из периодической печати. Методы исследования: изучение периодической печати, беседы, сбор и анализ статистических данных. Россия превращается в необразованную страну – 35 % россиян не читают книг вообще! Если и дальше так пойдет, мы получим государство, которым легче править и высасывать природные богатства. Но будущего у такой страны не будет! Культура и разум – вот основные отличия человека от обезьяны. Разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – это книга. Сегодня нужно менять не только отношение к чтению, но и к культуре в целом. Первый шаг – перестать подчинять культуру коммерции. Вопрос развития культуры – это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуры. Подростки стали меньше читать художественную литературу.Почему? Во-первых, в школе учителя стремятся к высоким показателям скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется качество и навык чтения – ребенок не понимает смысла прочитанного.Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели студенты и взрослые люди, то сейчас основные пользователи – школьники всех возрастов.В-третьих, родители сами не приучают ребенка к книгам. Наивно считают, что если научился читать хотя бы по слогам – читай дальше сам.В-четвертых, конечно же, телевидение и огромное количество телеканалов. Книжная продукция дорожает потому, что растут цены на бумагу, на бензин, полиграфию. Крупнейшие издатели вместе с Роспечатью думают о том, как исправить положение. Выход – печатать на книгах фиксированную цену. 1 сентября Минобрнауки сделало российским школьникам неожиданный подарок – выпустило приказ об утверждении словарей, содержащих «нормы» современного русского языка. Например:- слово «кофе» можно употреблять не только в мужском, но и в среднем роде;- брАчащиеся;- дОговор и договОр; - йогУрт и привычный нам йОгурт и многие другие «новшества». Два вида чтения подростков досуговое (для себя) беллетристика масскульт деловое (учебное) русская и зарубежная классика Буккроссинг – новая городская игра ХХI по принципу «прочитай – отдай другому». Логика буккроссинга проста: прочитав книгу, вы не ставите ее пылиться на полке, а отдаете следующему читателю. Цель – превратить мир в огромную библиотеку. Что же нужно сделать, чтобы Россия стала одной из самых читающих стран мира? Во-первых, нужно пересмотреть систему образования, особенно в начальной школе – отдать как можно больше часов на чтение. Во-вторых, запретить выпуск шпаргалок, произведений литературы в кратком изложении, готовых домашних заданий.В-третьих, государство через все доступные СМИ должно рекламировать культ чтения и обязательно обновить книжный фонд библиотек страны. И наконец, любовь к чтению должна прививать семья: читать детям книги, а не покупать диск с мультфильмами, чтобы ребенок был под присмотром, а родители спокойно занимались своими делами. Список Всероссийских праздников и памятных дней, связанных с книгой, чтением. 13 января - День Российской печати 24 марта – 1 апреля - Неделя детской книги24 мая - День славянской письменности и культуры27 мая - Общероссийский день библиотек6 июня - Пушкинский день России1 сентября - Всероссийский праздник «День знаний» Список Международных праздников и памятных дней, связанных с книгой, чтением. 21 марта - Всемирный день поэзии2 апреля - Международный день детской книги23 апреля - Всемирный день книги и авторского права8 сентября - Международный День распространения грамотности21 октября - Международный День школьных библиотек26 ноября -Международный День информации Анализ техники чтения Из данной диаграммы видна динамика улучшения техники чтения у учащихся на конец учебного года. Это связано с тем, что учащимся приходится регулярно читать в течение учебного года. По опросам, в течение летних каникул малое количество учащихся читают книги, а если читают, то только те произведения, которые необходимы по школьной программе. Читаете ли вы книги? 1996 год 2009 год Никогда, очень редко 20% 35% От случая к случаю 49% 42% Практически ежедневно 30% 22% Затрудняюсь ответить 1% 1% Предпочтения россиян На вопрос о том, какие книги школьник хотел бы прочитать, но не может найти, две трети опрошенных назвали такие книги: у детей 11-14 лет это книги: о природе и животных (16 % ответивших), приключения и «ужастики» (11 %), сказки (7 %); у подростков – фантастика (8 % ответивших), по технике (7 %), истории (4 %), различная научно-популярная литература. Ежедневные досуговые занятия. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие – музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки - активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение – это и образование, и отдых, и развлечения. Выбор читателей. В «АиФ» № 37 была объявлена акция «Выбери Топ – 100». Читателям предлагалось выбрать 100 книг, прочитать которые обязан каждый. В 2010 г. голосование на сайте www.aif.ru продолжится. А пока на конец 2009 г. 20 самых популярных книг из ТОП – 100 набрали следующее количество голосов: М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 3583А.Пушкин «Евгений Онегин» - 3388Л.Толстой «Война и мир» - 3016Ф.Достоевский «Преступление и наказание» - 2965Н.Гоголь «Мертвые души» - 2912У.Шекспир «Гамлет» - 2857А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» - 2832М.Лермонтов «Герой нашего времени» - 2801А. Чехов «Рассказы» - 2798 Д.Дефо «Робинзон Крузо» - 2729 А.Грин «Алые паруса» - 2729 М.Шолохов «Тихий Дон» - 2663 Л.Толстой «Анна Каренина» - 2639 И.Тургенев «Отцы и дети» - 2615 А.Дюма «Граф Монте-Кристо» - 2577 А.Пушкин «Руслан и Людмила» - 2568 А.Грибоедов «Горе от ума» - 2542 Русские народные сказки – 2535 Х.-К.Андерсен «Сказки» - 2526 М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» - 2502 Мною был проведен опрос среди старшеклассников. В нем приняло участие 16 человек. Участникам были предложены два вопроса. Какую книгу вы прочитали в последнее время?50% - различная справочная литература; 30% - книги по школьной программе(«Мастер и Маргарита» М.Булгаков, «Тихий Дон» М.Шолохов, «Рассказы» И. Бунин); 12% - ужасы и фэнтези («Дракула» Б.Стокер; «Сумерки», «Новолунье», «Затмение», «Рассвет» С. Майер);8% - не читают вообще.2. Сколько времени вы уделяете чтению?В среднем на чтение опрошенные школьники уделяют 2-3 часа в день. Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.А.И. ГерценЛюбите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!М.А. ШолоховМного есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют читать их. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.А.И.ГерценХорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро.Ф.А.Абрамов Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.С.В.Михалков