Презентация по литературе Серебряный век русской поэзии (11 класс)


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИЛысенко Ольга Викторовнаучитель русского языка илитературыМКОУ СОШ № 6 г. Бирюсинска Серебряный век – период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х г.Первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик Н. А. Оцуп.Литература «серебряного века» - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм.

СИМВОЛИЗМАКМЕИЗМФУТУРИЗММОДЕРНИЗМРусская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.



СИМВОЛИЗМСимволизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб  и др. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов  и др. «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.


ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМАСимволисты придали поэтическому слову    подвижность и многозначность.    Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.Попытались создать новую философию культуры.Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.Сделали искусство более личностным.



СИМВОЛИСТЫ. Брюсов В. Я. Бальмонт К. Д.Гиппиус З. Н.Блок А. А.Белый А.




АКМЕИЗМ Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. 
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».



АКМЕИСТЫГумилёв Н.Ахматова А.Мандельштам О.Городецкий С.



ФУТУРИЗМФутуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего»Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМАбунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; культ техники, индустриальных городов;- пафос эпатажа.


ФУТУРИСТЫМаяковский В.Северянин И.Введенский А.Хлебников В.



Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИhttp://slova.org.ru/n/simvolizm/http://www.abc-people.com/typework/literature/rus/silver.htmhttp://slova.org.ru/n/futurizm/http://slova.org.ru/n/akmeizm/http://shpors.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=684:----q-q---&catid=10Юрьева О. Ю. Серебряный век русской поэзии: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2001.