Презентация по литературе для 11 класса «Русская литература конца XIX — начала XX века. Традиции и новаторство»


Традиции и новаторство. В.Розанов. «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов. 1. Историческая ситуация 2. Литературные направления реализм модернизм 3. Литературные течения, составившие основу модернизма символизм Акмеизм футуризм 4. Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Русско-японская война 1904-1905 ггПервая мировая война 1914-1918 ггТри революции: 1905 -1907гг Февральская; 1917г. ОктябрьскаяГражданская война и террорЭкономический кризис: Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс – пролетариат.Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Февральская революция 1905 г. Первая мировая война и российское общество Литературное направление – общность основных идейно- эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей, поэтов. Представителей одного направления объединяют: общность взглядов на мир, приемы воплощения идей, творческие установки и программы, один художественный метод. - отказ от традиционных реалистических приемов, элементы нового, единство традиций и новаторства;- описание реальной жизни во всех ее проявлениях (все сферы жизни);- обращение к актуальным проблемам современности, отклик на все происходящее в стране;- жанры: рассказ, очерк, новелла, повесть;- отсутствие эпической масштабности, но наличие экспрессии (эмоций, чувств);- герои – мыслящие, рефлексирующие люди, пытающиеся понять смысл происходящего и жизни в целом. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев"Художники Кукрыниксы. 1948-1949 гг А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин А. Чехов Л. Толстой М. Горький - пролетарская литература (проблемы, идеи, революционность и т.п.);- герои – рабочие и крестьяне;- социалистические и коммунистические идеи (активная пропаганда) Представители: М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Островский, К.Симонов М. Шолохов А. Фадеев Н. Островский К. Симонов В. Брюсов А. Блок А. Ахматова В. Маяковский Модернизм – (фр. Modern – современный) общее название литературно-творческих течений конца XIX в.-начала XXв. нереалистического направления, которые возникли как отрицание традиционных форм эстетики прошлого. Критика реализма и поиск новых методов, приёмов, героев и идей в искусстве. Старшие символисты (декаденты) 1880-90 гг. Младосимво-листы 1900 г. Представители: Дмитрий Мережковский (ст. «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»), Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и др.- цель: освоение того, что находится за переделами разумного восприятия; - относительность всех ценностей, кризисность сознания;- философия индивидуализма («вера в себя»);- неприятие реальности, уход в свой ирреальный мир;- образ поэта как мага, заклинателя, мистика и творца-демиурга, связующего звена между небом и землей, культ таинственного;- интерес к экзотике, древним культурам, средневековью;- поэзия ассоциаций, ощущений; размытость образов и идей, «тайнопись изреченного»;- «искусство для искусства», оно постигается интуитивно;- образы-символы (имеющие множество значений и трактовок, мистическое содержание- образ «СОФИИ» как вечной мудрости. Представители: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др.- частичное принятие реальности и попытки ее исправить, улучшить;- образ поэта-созидателя новой реальности, новой идеологии;- символ – вершина культуры, традиции Гете, Шекспира и др.;- образы-символы (постигаемые интуитивно), поэтика условностей и иносказания;- интерес к личности, внутреннему миру человека. Иллюстрация Литературные течения: АкмеизмФутуризмСимволизм Акмеизим С 1910 г. Журнал «Аполлон». «Общество ревнителей русского слова». С 1911 г. «Цех поэтов» до 1920 года. Акмеизм – (с греческого Высшая степень чего-либо, расцвет) – «тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам). Представители: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Кузьмин «О прекрасной ясности» (1910) и др. - полемика с символистами, безусловное приятие реальности и восхищение будничным, показ мира ясного, яркого, звучного – «радостное любование миром», «красоты и безобразия»; - образ поэта как ремесленника, мастера;- интерес к культурным традициям предков (интерес к мифологии);- популярность идей «золотого века» (классики), тема памяти;- культ вещей как «пучка смыслов» в культурном контексте (история слова);- логичность и четкость художественного замысла, стройность композиции, однозначность слов;- разумность и гармония, живописность образов, стилистическое равновесие;- важное значение приобретают детали: «милые мелочи Иллюстрация Представители: Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Игорь Северянин,Владимир Маяковский «Как делать стихи» и др.- революционное преображение, изменение реальности;- претендовали на вселенскую миссию («рождение сверхискусства»), создали в 1917 г. «Правительство земного шара»;- эпатажность (раскрашивали лица, ладони, желтые пиджаки, рояль над сценой, ложка в петлице, подушка на шее (на шнуре), создание скандалов, протест;- отрицание прошлого во имя настоящего и будущего;- образ поэта-бунтаря, революционера, сотворца новой реальности; - резкая критика классики, отказ от традиций;- революционное новаторство во всем (эксперименты – словотворчество, смыслотворчество, создание новых языковых норм), «заумь», заумный язык, неологизмы, новые шрифты (лесенка), звуки-стихи;- «Во имя свободы мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания» А.Крученыйх;- яркость образов и смыслов («вернуть слову вещь»), массовость, зрелищность искусства;- тесная связь с живописью (в приемах): «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» (В.Хлебников);- стремление к утилитарной полезности искусства, рационализм;- тема урбанизации, воспевание городской культуры, НТР; Иллюстрация Значительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки. «Я – внезапный излом; Я – играющий гром; Я – прозрачный ручей; Я – для всех и ничей»К.Бальмонт (считал каждый звук смыслообразующим элементом) А. Блок «Незнакомка» Черный любирьЯ смеярышня смехочеств Смехистелинно беру Нераскаянных хохочеств Кинь злооку - губирю. Пусть гопочичь, пусть хохотчичь Гопо гоп гопопей Словом дивных застрекочет Нас сердцами закипей В этих глазках ведь глазищем Ты мотри, мотри за горкой Подымается луна! У смешливого Егорки Есть звенящие звена. Милари зовут так сладко Потужить за лесом совкой Ай! Ах на той горке Есть цветочек куманка заманка. Велимир Хлебников А вы могли бы?Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?В. Маяковский 1913 РОМБ ГАРМОНИИ Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?...Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать.Осип Мандельштам