Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 9 класс. ОГЭ


ОГЭ 9 класс. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему С15.3 Этапы написания сочинения Учитель русского языка МАОУ СОШ № 14 г. Серова Волжанина В. И. Текст - рассуждениеТезис ( основная мысль)Аргументы – доказательстваВывод ( обобщение) Тезис. Способы формулировки тезиса Дать определение понятия - И. п. - это… ( нравственное качество, включающее в себя ( перечислить признаки) 1.Перечисление основных составляющих понятия Человечность – это готовность прийти на помощь, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других2. Перечисление синонимов.Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости Композиционная разводка ( комментарий)Прокомментировать определение ( насколько это качество типично в реальности, актуально в современном мире)Выразить своё отношение к данному качеству ( «к сожалению, это качество редко встречается в наше время» или «и в наше время подобные ситуации происходят, такие люди встречаются…») Аргументы ( из текста) сформулировать первый аргумент, используя тему – подлежащее из тезиса применительно к данному текстуВ тексте ФИО… ( В. П.) проявляет человечность ( добро, честность…) назвать героя. ( античеловечный поступок совершает…)Кратко пересказать содержание – как это происходит Аргументы ( из жизни) сформулировать второй аргумент, используя тему – подлежащее из тезиса применительно к данному текстуИ в жизни часто встречается… Так однажды я наблюдал ( слышал из рассказа…, например, в нашем классе.., городе…, видел по телевизору, прочитал…)Рассказать о похожем случае ( человечном или античеловечном) Заключение написать заключение о важности такого явления в жизниЯ считаю, что человеку важно уметь быть человечным (добрым, чутким, честным, искренним, принципиальным, решительным, самостоятельным…), потому что это качество помогает людям оставаться людьми Пример текста И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Г. Т. Егораева . Русский язык. ОГЭ. Типовые тестовые задания. 2016 Вариант 26. стр. 138 тезис Призвание – это дело жизни, любимая профессия, служение делу, которое выбрал, понимание всех сложностей профессии, самоотдача на избранном поприще. Композиционная разводка Не сразу человек становится профессионалом в своём деле. Иногда выбранная профессия требует огромного терпения, самоотверженности. Доказательства. Аргумент 1 (из текста).Так в тексте С. Львова говорится о том, что будущий врач-хирург ничем не брезгует, начиная свою практику ( 13-15). Геолог проходит через другие испытания: «нехоженые тропы, полчища таёжной мошкары» (10). И все эти жертвы ради выбранной профессии. Аргумент 2 ( из жизни). Мой дед – ветеран труда. Казалось бы, нет ничего, что бы он не знал в своём токарном деле. Но это мастерство пришло не сразу. Не одна деталь была испорчена, не одно волнение пережито. Сколько терпения и настойчивости понадобилось для этого. А всё потому, что он был предан своему делу от начала до конца. ВыводЭто очень важно – выбрать в юности дело по душе. Тогда с любыми трудностями можно справиться и добиться успеха. Самое главное – оставаться верным и преданным ему до конца. Это и есть призвание. Вариант 11. стр. 60 ТезисЛюбовь матери – это глубокая привязанность к своим детям, желание видеть своих детей счастливыми, умение чувствовать и остро воспринимать боль своих детей, это смысл её существования. Композиционная разводка Материнская любовь характерна не только для людей, но и для всех живых существ. Аргумент ( из текста)В рассказе Ю. Коваля лосиха понимает, что её лосёнок ранен и погибает. Она не в силах ему помочь. «Она лежит в десяти шагах от него, неподвижно и тяжело, приподняв лишь голову от земли.» ( 27 -28). Единственное, что может сделать мать – это быть рядом со своим сыном в последние минуты его жизни. Аргумент ( из текста)И даже после его смерти лосиха не хотела покидать место, где «под торфяной кучей был зарыт её сын». Её «впалые глаза» говорят о том, какое страдание пережила мать и как много значила для неё эта потеря. ( 72-73). Со смертью сына у неё пропал смысл жизни. Вывод Для матери нет никого ближе и дороже её ребёнка. И если горе и страдание матерей связано с поступками людей, то пусть они задумаются над этим, прежде чем совершить злой поступок. Вариант 24. стр. 128 ТезисДоброта – это гуманное отношение человека к другим людям и живым существам, жалость по отношению к страдающим, желание помочь. Композиционная разводкаК сожалению, в наше время это качество редко встречается среди людей. В жизни больше жестоких, бессердечных людей. Аргумент 1. ( из текста) Так в рассказе А. Лиханова лошадь Машка много лет терпела побои своего конюха Мирона. ( 16-18) «Она ни разу не заржала, только тяжело вздыхала». А Мирон, хоть и видел, что лошади больно, а «лупил её бессердечно». ( 26-27, 40-45). «Никого-то он не любил, не щадил». Аргумент 2 (из жизни)В жизни очень часто можно наблюдать, как человек сознательно совершает зло, когда издевается над собаками и кошками, когда школьники издеваются над одноклассниками, когда в армии «деды» унижают новобранцев, когда сильные демонстрируют свою власть над слабыми. Вывод Зло в мире торжествует. Но всем так хочется, чтобы рядом были добрые, сострадательные, чуткие и внимательные люди.