Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему ( 15.3)


Работаем над заданием части 3 ( 15.3)ОГЭЕфремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей»
Сочинение 15.3 представляет собой "переходный шаг" от сочинения в формате ОГЭ к сочинению в формате ЕГЭ. Тема сочинения 15.3 отражает нравственное определение текста для изложения. Нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». Цели: - выстроить алгоритм работы над сочинением на морально-этическую тему;- написать текст данного типа. Требования к структурным элементам сочинения-рассуждения1. Вступление (тезис). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. 2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы(аргументов должно быть два).При использовании примера из текста, можно:передавать его смысл собственными словами;использовать полное или частичное цитирование;просто обозначить номер конкретного предложения.3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)С3К1Толкование значения слова  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его2 С3К2Наличие примеров-аргументов  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текстаЭкзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текстаЭкзаменуемый привёл приме(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта3 21
С3К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения   Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста2 С3К4Композиционная стройность работыРабота характеризуется композиционной стройностьюи завершённостью, ошибок в построении текста нет2  Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К49 Нравственные категории: добро, справедливость, сострадание, дружба. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Толкование словаПример из прочитанного текстаПример из жизненного опытаДобро-это то, что приносит людям радость, счастье и улыбку. О том, как по-доброму отнёсся Маленький принц к Лису, рассказывается в тексте А. Сент-Экзюпери. Мальчик, узнав, что жизнь у Лиса скучная, согласился его приручить. Сделав доброе дело, он тем самым не только приобрел друга, но и озарил солнцем жизнь Лиса.    Мой знакомый тоже совершил доброе дело. Однажды Владик возвращался домой  и увидел бездомного котёнка. Он взял его к себе и ухаживал за ним. С тех пор они не расстаются. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Толкование словаПример из прочитанного текстаПример из жизненного опытаСправедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.В тексте А. Алексина используется слово «судья» - олицетворение справедливости. Это говорит о том, что Лёля для семьи была тем человеком, который был способен должно «воздавать»  за «содеянное». Мама оказалась для семьи человеком, которому можно доверять  (предложение 16). А в моей семье традиционно «судьёй» является папа. Все споры и семейные неурядицы улаживает он. Для меня отец – образец справедливости и трудолюбия. Настоящая Справедливость гораздо шире и возвышеннее. Она опирается на Истину и способна верно разделить зло и добро, труд и вознаграждение. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Толкование словаПример из прочитанного текстаПример из жизненного опыта Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. В тексте А.Лиханова девушка, которая пришла работать в школу-интернат, проявила сострадание к брошенным детям. Она почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью.Так, например, мать, видя своего ребенка плачущим, хочет обнять его, поцеловать и сказать, какой он хороший. Видя искалеченного человека, просящего милостыню, перед нами стоит выбор - помочь ему или нет. Выбор за каждым. Один пройдет мимо… Другой же даст немного денег или кусок хлеба... {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Пример из жизненного опыта Ярким примером проявления сострадания является и татарская девочка Дина, героиня произведения Л.Толстого "Кавказский пленник". Проникшись сочувствием к русскому офицеру и не побоявшись гнева своего отца, Дина украдкой бегает к яме, где сидит Жилин, носит ему молоко, лепёшки и устраивает побег. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Толкование словаПример из прочитанного текстаПример из жизненного опытаДружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»( Толковый словарь Ожегова)Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче ( предложение 5).И у меня есть друг. Его зовут Николай. Однажды я заболел и долго не ходил в школу. Николай каждый день объяснял мне домашние задания. Я всегда готов помочь ему. Ведь мы же друзья! Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Что такое дружба? Способы толкования лексического значения слова{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Понятийный СинонимическийОписательныйКомбинированный ШАБЛОНЫ1.Тезис ( толкование предложенного в задании понятия, ответ на поставленный вопрос) Что такое …?…-это…. На сайте ФИПИ в разделах ЕГЭ и ОГЭ-9 c 30.08.2014 начата публикация проектов документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов экзаменов 2015 года. (1) Необычной по своему историческому сюжету была дружба этих двух людей. (2) «Шесть лет соединенья» в Лицее. (3) Затем в 1817 – 1819 гг. довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых – чаще всего у Дельвига, братьев Тургеневых. (4) Наконец единственный день, проведённый вместе, – 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. (5) И всё. (6) Больше они никогда не виделись. (7) Одиннадцать лет Пущин провёл в тюрьме и на каторге. (8) Но дружба не слабела. (9) В одном из стихотворений А.С. Пушкин писал:Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней.(10) После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. (11) Он словно и не считал Пушкина мёртвым, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию,  добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.(12) Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в Лицее, очень значительно. (13) Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, которого в Лицее звали ведь ещё и «помесью Обезьяны с Тигром». (14) Верный своему характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду. (15) «Пушкин, как известно, не любил выслушивать морали, но Пущин с первых лет умел с ним ладить», – подмечают  биографы поэта. (16) Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. (В.В. Кунин- российский писатель, драматург, сценарист). Иван Иванович Пущин (1798–1859)Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) В чём необычность дружбы Пушкина и Пущина?«Шесть лет соединенья» в Лицее.(2)«Редкие встречи» в Петербурге.(3)Пущин первым из друзей решился навестить друга в Михайловском.(4) ШАБЛОНЫПример-аргумент из текста. В предложенном тексте…говорится о… Повлиял ли арест Пущина на дружбу с поэтом? (1) Необычной по своему историческому сюжету была дружба этих двух людей. (2) «Шесть лет соединенья» в Лицее. (3) Затем в 1817 – 1819 гг. довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых – чаще всего у Дельвига, братьев Тургеневых. (4) Наконец единственный день, проведённый вместе, – 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. (5) И всё. (6) Больше они никогда не виделись. (7) Одиннадцать лет Пущин провёл в тюрьме и на каторге. (8) Но дружба не слабела. ШАБЛОНЫ Пример-аргумент из текста. Нельзя не заметить, что герой(и) текста… 26 декабря 1825 года состоялось восстание российских революционеров-дворян против самодержавия, вошедшее в историю как восстание ДекабристовВосстание декабристов. Сенатская площадь Санкт-Петербурга. Как поддержал Пушкин друга? Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! ШАБЛОНЫ Пример-аргумент из текста. С примерами проявления … нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни и лирических произведениях. Как хранил верность старой дружбе Пущин? (11) Он словно и не считал Пушкина мёртвым, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию,  добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища. ШАБЛОНЫПример-аргумент из текста. Анализируя поступки героя(ев) данного текста, можно сделать вывод:… Большой Жанно постоянно говорил другу…(14) Верный своему характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду. (15) «Пушкин, как известно, не любил выслушивать морали, но Пущин с первых лет умел с ним ладить», – подмечают  биографы поэта. ШАБЛОНЫПример-аргумент из текста. Я считаю, что… Что покорило Пущина в Пушкине? (16) Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. ШАБЛОНЫПример-аргумент из текста. Несомненно велико значение… ШАБЛОНЫ2.Второй пример-аргумент из жизненного опыта (личный опыт, художественное произведение, фильм). С примерами проявления … нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни и художественных произведениях. Меня поразила … в рассказе ….. Например,… Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» ШАБЛОНЫ4.Вывод (заключение, повторяющее несколько по иному тезис) Таким образом, … ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА Что такое дружба? Это радость! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек. Он поможет советом, выслушает и непременно поддержит во всем. В предложенном тексте В.В.Кунина говорится о дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина. Они познакомились ещё в Лицее. Настоящие друзья помогали друг другу. Пущин ценил в Пушкине «талант», «ум», «остроту чувств» и «доброе сердце». И у меня есть друг, которого я уважаю. Его зовут Николай. Однажды я заболел и долго не ходил в школу. Николай каждый день объяснял мне домашние задания. Я тоже всегда готов ему помочь. Ведь мы же друзья! Таким образом, настоящие друзья никогда не бросают в беде и остаются с вами навсегда  верными и единственными. (103 слов) О почерке Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты.Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда. Удачи на экзамене!