Презентация Документы, регулирующие профессиональную деятельность учителя-логопеда


Документы, регулирующие профессиональную деятельность учителя-логопедаДокументы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работникаДокументы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как сотрудника образовательного учрежденияДокументация учителя-логопеда Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работникаI. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 21.12. 2012 г.Статья 47. Педагогические работники имеют:Право на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более, чем 36 часовПраво на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 годаПраво на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпускПраво на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической деятельности Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленной законодательством РФПраво на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фондаИные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ II. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» устанавливает, что работа в должности учителя-логопеда засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по выслуге лет. III. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466. Основные пункты:I.4. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ОВЗ и(или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска – 56 днейIII.4. Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении -56 дней I.5. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ и (или) нуждающихся в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска – 56 днейII.7. Педагоги дополнительного образования, работающие с обучающимися с ОВЗ, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска – 56 днейIV.2. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска – 56 дней. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 21.12. 2012 г.Ст. 2 п 16. Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598 «об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».Приложение 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с ТНР.2. Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР.Вариант 5.12.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО.Вариант 5.1, предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. 2.3. на основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикание, ринолалия), обучающихся с ОНР III – IV уровней речевого развития различного генеза (например при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п., у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушением письма и чтения). Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимся программы коррекционной работы. Обязательным условием реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР является логопедическое сопровождение обучающихся. Согласованная работа учителя-логопеда и педагога с учетом ООП обучающихся. Содержание коррекционной работы определяется у учетом его ООП на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. ПИСЬМО Минобразования РФ от 12-01-93 1032-Т (2016) Актуально в 2016 годуПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ДОПЛАТ И ПОВЫШЕНИЙ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ) РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ2.1. За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития – 15-20%2.13. Руководящим, педагогическим работникам и другим специалистам медико-педагогических и психолого-медико – педагогических консультаций, логопедических пунктов – 20% Постановление от 15 мая 2013г №26 Главного Государственного Санитарного врача Российской Федерации: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПИН 2.4.1.3049-131.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:для детей с ТНР – 6 и 10 детей;для детей с ФФН в возрасте старше 3 лет – 12 детей;для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;для слепых детей – 6 детей обеих возрастных групп;для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;для детей с ЗПР – 6 и 10 детей;для детей с УО легкой степени – 6 и 10 детей;для детей с УО умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей;для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей; для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии – 5детей для обеих возрастных групп;Для детей с иными ОВЗ – 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в ДОУ компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.1.12. В ДОУ, комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников;Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:до 3 лет – не более10 детей, в том числе не более3 детей с ОВЗ;старше 3 лет:Не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых, или детей с нарушениями ОДА, или детей с УО умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;Не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей с ТНР, или детей с УО легкой степени; не более17 детей, в том числе не более 5 детей с ЗПР IV. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)Пункт 4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.Пункт 4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу…в пределах…установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул… Пункт 4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.Пункт 5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.Пункт 5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения. V. Приказ Министерства образования и наука РФ от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» Приказ вступил в силу с 10.03.2015 г. 2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:учителям-дефектологам;учителям-логопедам. 2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:музыкальным руководителям;концертмейстерам.2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья 1. В приложении данного постановления: в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства. Письмо Минобрнауки РФ, Департамента государственной политики в сфере образования от15 октября 2015г. №08-ПГ-МОН- 37849. Как следует из п.2 приложения №1 к приказу № 1601, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработанной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработанной платы. Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единой для всех педагогических работников продолжительности рабочего времени. Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, т.е. сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора2.7. Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно. VI. Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 г. №189. (Извлечение). СанПиН 2.4.2.28-10 введены в действие с 01.09.2011 г..Пункт 4.24. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, площадью не менее 10 м2 каждый. VII. Приказ Департамента образования города Москвы «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний ГОУ, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» от 01.03.2011 г. №166 (Извлечение)Пункт 16.  Должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи. Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как сотрудника образовательного учрежденияI. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения: цели и задачи логопедической работы, условия комплектования, предельную наполняемость, периодичность и продолжительность логопедических занятий, перечень и формы обязательной документации (формулировки даны в соответствии с инструктивным письмом). Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов 1 ступени начального общего образования и трех- восьми классов 1 ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ ( дети с ФН и ФФН). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек. Групповые занятия проводятся:с обучающимися, имеющими ОНР; нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, не менее трех раз в неделю;с обучающимися, имеющими ФФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН не менее двух-трех раз в неделю;с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю; Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. Предельная наполняемость групп обучающихся Город Селос общим недоразвитием речи - до 4 до 3с нерезко выраженным ОНР - до 5 до4с ФФН и ФН - до 6 до 5нарушение письма и чтения (ОНР) - до 4 до3нарушения письма и чтения (НВОНР) - до 5 до 4нарушения письма и чтения (ФФН) - до 6 до 5заикающиеся - до 4 до3с недостатками произношения - до7 до6 II. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когнито-Центр, 1996 г. (по заказу Министерства образования РФ).В данном письме даны методические рекомендации по организации, планированию и содержанию логопедической работы.Часть IV. Учитель-логопед: «Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед имеет возможность давать рекомендации обучающимся и их родителям, проводить консультации с родителями, учителями , оформлять документацию». Указанные 2 часа консультативной работы вряд ли можно отнести к педагогической работе (т.е. непосредственной работе с детьми). Однако ситуация может быть разрешена с помощью локального акта, принятого на уровне образовательного учреждения (например, Должностная инструкция учителя-логопеда или Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения ОУ, др.). Документация учителя-логопедаВ 2015 г. вышел сборник методических рекомендаций, разработанные по инициативе методического объединения учителей-логопедов города Якутска. В пособие были включены нормативно-правовые документы, практические материалы, на основе которых строится диагностическая, профилактическая и коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного и школьного возрастов. Документация, вошедшая в пособие, была апробирована на практике и утверждена на заседаниях методического объединения учителей – логопедов г. Якутска. Сборник содержит следующие разделы:Перечень документов, регламентирующих деятельность учителя-логопедаПоложение о логопедическом кабинете образовательных учреждений г. ЯкутскаПоложение о городском методическом объединении учителей-логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Аналитико-диагностическая работа учителя-логопедаПланирование коррекционно-логопедической работыГодовой отчет учителя-логопеда Настоящее Положение регламентирует работу учителя – логопеда по оформлению и оснащению логопедического кабинета образовательного учреждения и распространяется на дошкольные и общеобразовательные учреждения. Логопедический кабинет создается на базе образовательного учреждения, имеющего логопедический пункт и /или группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.Положение о логопедическом кабинете образовательных учреждений г. Якутска Логопедический кабинет является одним из обязательных компонентов деятельности учителя логопеда и создается с целью оказания эффективной и комплексной помощи детям с нарушениями речи в условиях образовательного учреждения.Ответственность за комплектование необходимым оборудованием, санитарное содержание и ремонт помещения логопедического кабинета возлагается на администрацию образовательного учреждения.За заведование кабинетом учителю-логопеду может быть предусмотрена доплата по усмотрению администрации образовательного учреждения. Положение о городском методическом объединении учителей-логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений Целью деятельности городского методического объединения учителей-логопедов является осуществление взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов и объединение их творческих инициатив для повышения эффективности работы в области диагностики и коррекции речевых нарушений для качественной логопедической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений.Организация месячников, срезов, тематических проверок по контролю за качеством проведения коррекционных занятий и логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями; Аналитико-диагностическая работа учителя-логопедаРечевая карта ребёнка с ОНР I уровня, обучающегося в логопедической группеРечевая карта ребёнка с ОНР II, III уровня, обучающегося в логопедической группе ДОУРечевая карта дошкольника с ОНР или дизартрией, обучающегося в логопункте ДОУРечевая карта дошкольника с дислалией или ФФН, обучающегося в логопункте ДОУРечевая карта школьника, обучающегося в логопункте СОШРечевая карта ребёнка раннего возраста (2-3 года) Анкета для родителей логопедической группыАнкета для родителей логопедического пунктаДиагностика произношения и различения звуковДиагностика речевого развития (ДОУ)Диагностика речевого развития (СОШ)Примерный диагностический материал для детей дошкольного возрастаЛист динамического наблюдения Планирование коррекционно-логопедической работыСтруктура составления годового планаПримерный план развития логопедического кабинета Примерный календарно-тематический план работы учителя-логопеда в логопедической группе ДОУПлан индивидуальной логопедической коррекционной работыПримерная циклограмма работы учителя – логопеда Годовой отчет учителя-логопедаФормы итоговой отчётностиПримерный отчёт о проделанной работе Обязательный перечень документов учителя-логопеда образовательных учреждений г. Якутска:Положение о логопедическом пункте или логопедической группеПрограмма работыЦиклограмма работыРасписание занятийПаспорт кабинетаПлан развития кабинета на 3 годаСписок детей (заверенный)Заявления от родителейРечевые картыИндивидуальные планы логопедической коррекционной работыКалендарно-тематический план работы Годовой планЖурнал учёта обследованных детейЖурнал учёта консультаций для родителейЖурнал учёта консультаций для педагоговЖурнал учета посещаемости коррекционно – развивающих занятий Конспекты или планы занятийТетради для домашних заданийБланки диагностики (сентябрь, январь, май)Лист динамического наблюдения (на каждого ребенка) Отчёт о проделанной работе за учебный годПротоколы ПМПК (для речевых групп) Тетрадь взаимодействия учителя логопеда и воспитателей логопедических групп. Спасибо за внимание!