Предлагаю презентацию по теме Исторические основы Программы нравственно-духовного образования Самопознания


Кахраманова Оксана ВладимировнаСКО, г.ПетропавловскКГУСШ №42Исторические основы Программы нравственно – духовного образования «Самопознания» План:Историко-философские основы программы нравственно-духовного образования1. Духовно-нравственное образование в мировой исторической ретроспективе. Привести примеры жизни и учений трех выдающихся мыслителей гуманистов. Обобщающие выводы.2. Духовно-нравственное образование в казахской культуре. Привести примеры жизни и учений трех выдающихся мыслителей или педагогов Казахстана. Обобщающие выводы.3. Возвращение к истокам в современной философии. Переход от концепции вульгарного материализма к концепции единого духовно-материального мира (духовность, нравственность, их взаимосвязь). «Человек есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!»«Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину».«Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили». Интересно: Существует мнение у историков, что он достаточно часто практиковал такое стояние, приучая тело к идеальному повиновению разуму.Предпочитал записям прямой, речевой диалогНе брал денег с учеников за обучениеОн подчёркивал, что кончина тела – исцеление душиПритча Сократа о детяхСократ «Кто я?»«Зачем я в этой жизни?»«В чём предназначение человека?»«Я знаю, что я ничего не знаю»«Познай самого себя» - эти 2 девиза смысл всей его философии (ученик Сократа) Аристокл. Платон – прозвище (широколобый)Платон полагал, что страсти и эмоции — это низменное, вредное начало в человеке, которое стремится завести его не туда, и считал, что их нужно контролировать при помощи разума. Особо подчёркивал важность ответственного выполнения учителями своего профессионального долга.Интересно: Он считал также, что в любви главное —не тело, а душа. От имени философа появилось понятие «платоническая любовь». Платон АристотельВводит понятие «различение». Нравственность приходит и возрастает.А такжеинтересным фактом Аристотеля является его учение о 4 причинах всего сущего:Материя — то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).Форма — то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа.Производящая причина — то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь.Цель — то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.Интересно: Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека — это сердце, которое формируется раньше других органов. Именно оно, по убеждениям ученого, является мыслительным центром живого существа. КонфуцийПомогал своим ученикам разобраться в вопросах бытия. 25-тилетний Конфуций во время путешествия приходит к решению основать свою школу, чтобы на основе традиционных учений воспитывать людей, полезных обществу.Говорил «Встретив достойного человека-стремись с ним сравняться; встретив недостойного- вникай внутрь себя».Считал лишь ту ошибкой, которая не исправляется.«Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно». «Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником».«Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь знаний, словно вы боитесь их потерять». «Быть человечным – значит победить себя».Кун-Фу-ЦзыИнтересно: в 20 лет прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной- В храме речь была его искусной и немногословной, а в деревне он был простодушным и речь выглядела безыскусной Лао Цзы (Мудрый Старец)«Нужно заботиться о внутреннем, а не о внешнем».Важен сам процесс.«Не привязывайся к внешнему миру, он преходящ. Привязывайся к вечным ценностям – они неизменны!»« Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.»«  Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.» Интересно, что трактат («Канон Пути и благодати»), написанный на бамбуке, был настолько большим, что занимал три телеги. Аль-ФарабиБоль­шое зна­че­ние аль-Фа­ра­би при­да­вал уяс­не­нию ме­с­та че­ло­ве­ка в по­зна­нии. Чув­ст­вен­но­го по­зна­ния не­до­ста­точ­но для по­сти­же­ния сущ­нос­ти. Это воз­мож­но толь­ко по­сред­ст­вом ра­зу­ма."Трак­тат о взгля­дах жи­те­лей добро­де­тель­но­го го­ро­да" – од­но из са­мых зре­лых про­из­ве­де­ний аль-Фа­ра­би.Аль-Фа­ра­би по­ла­га­ет, что цель че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти – счастье, ко­то­ро­го мож­но до­стиг­нуть лишь при по­мо­щи ра­зум­но­го по­зна­ния. Об­щест­во – тот же че­ло­ве­чес­кий ор­га­низм. "Добро­де­тель­ный го­род по­до­бен здо­ро­во­му те­лу, все ор­га­ны ко­то­ро­го по­мо­га­ют друг дру­гу, с тем, что­бы со­хра­нить жизнь жи­во­го су­щест­ва". Про­зви­ще – Вто­рой учи­тель (пос­ле Арис­то­те­ля).Интересно:- до сво­е­го увле­че­ния на­ука­ми аль-Фа­ра­би был судь­ей.- вла­дел бо­лее чем семь­ю­де­сятью язы­ка­ми.- изучал труды Аристотеля, прежде всего увлёкся логикой-об­щее ко­ли­чест­во ра­бот фи­ло­со­фа ко­леб­лет­ся меж­ду 80-ю и 130-ю.- что мо­лит­ву по не­му на че­ты­рех па­пи­ру­сах чи­тал сам пра­ви­тель Дамаска (Сирия). Юсуф Баласагуни-Излагает те же идеи, что и Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Лао Цзы.-выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. Сказал «Создатель наш дал человеку слово, чтоб он вершиной стал всего земного. И разум дал, чтоб постигать нам знанья, чтобы благие совершать деянья. Бог дал нам совесть, дал нам стыд»- Юсуф уделяет внимание проблемам семейного воспитания личности. Это не случайно, т.к. в семье у детей закладываются основы интеллекта, нравственного и физического здоровья. Он считает, что родители должны быть требовательными, строгими в отношении детей, они обязаны быть примером, достойным подражания. Поэт отмечает, что невоспитанность детей — это несчастье, как для них самих, так и для родителей. Абай Кунанбаев-Говорил, что человек от природы наделён телом и душой. - «В моей педагогической системе первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам». Говорил, что в праведном человеке есть 3 Любви: (к Творцу, к Человечеству, к Справедливости)Интересно: -не собирал и не хранил свои творения, так как при моей жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие мои труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги-При жизни я был заядлым охотником и некоторая часть его стихов посвящена охоте. -О бо мне написано 4х томный роман "Путь Абая" автор романа Мухтар Ауезов. Поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик Говорил, что нужно ввести «Науку Совести»; разработать предмет и подключить научные головы. Говорил об истинной правде.«Нужно с молодых ногтей воспитывать ребёнка».-Шакарим также категорически не воспринимал государство, построенное на силе. В этих условиях поэт считал для себя неприемлемым писать стихи, воспевающие новую жизнь.3 качества человека: честный труд совестливый разум искреннееИнтересно:- познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остаётся непревзойденным по мастерству и технике, также как и блестящий перевод повести Пушкина «Дубровский». -Его именем назван Семипалатинский государственный университет. -Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками.Шакарим Кудайбердиевпоэт, прозаик, переводчик, композитор, историк, философ ВыводВсе философы, проповедники, мыслители ,учёные разных времён, начиная с античности призывали людей воссоединяться и возвращаться к своим истокам. Посланники всех религий были святыми людьми и их жизнь была бескорыстным служением человечеству. Программа Самопознания имеет светский характер и рассматривает религиозное наследие человечества только с культурно – исторической точки зрения. Великие Учителя Человечества следовали своему учению МысльСловоДело Спасибо за внимание !