Презентация Интегрированный урок по музыке в 7 классе «Диалог искусств: ««Слово о полку Игореве» и опера«Князь Игорь». Урок – лекция.


Интегрированный урок по музыке в 7 классе «Диалог искусств: ««Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Урок – лекция. Блохина Татьяна ЮриевнаМКОУ «Ситовская ООШ»Каменский район 2014уч.г. 2 Цель урока: : представить древнерусский памятник литературы в разных видах искусства , вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи;  способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине. .3 Задачи  познакомить с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь»;  выявить сходство и различие в сюжете «Слова…» и оперы, закрепить знания по содержанию текста, обобщить  сведения, связанные с идеей «Слова…» и его значением в русском искусстве.  4ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, позволяющие просмотреть видеозапись фрагментов оперы А.Бородина «Князь Игорь», слайды с репродукциями древнерусского зодчества; тексты «Слово о полку Игореве». Эпиграф 5 "Князь Игорь"... - это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки".                                                                                                         (Б. Асафьев)                                1.Пробуждение интереса (Evocation) Учитель: Добрый день, друзья! Я надеюсь, все вы себя чувствуете прекрасно. Это позволит нам провести урок на хорошем рабочем уровне. Сегодня на занятии вы сможете узнать много нового, интересного. 6 ХОД УРОКА Учитель музыки: Тема нашего урока «Диалог искусств: ««Слово о полку Игореве» и опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь». Урок сегодня необычный. Вести его будут несколько учителей: музыки, истории, литературы. Главной задачей урока будет поиск ответа на вопрос насколько драматургия музыкального произведения зависит от принципов драматургии его литературной основы. Результатом данной работы будет доказательство того, насколько верно утверждение, что при общности жанров единство принципов драматургии в различных видах искусств обязательно. 7 8 Учитель музыки: Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Чтобы лучше узнать данное произведение, осознать стиль музыки автора оперы, а также русской народной музыки, я предлагаю вам перенестись мысленно из нашего XXI века в XIX век и на время, буквально на 45 минут. Учитель музыки: Прежде чем мы начнем знакомство с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь», обратимся к истории. 9 История В 941 и 944 годы состоялись не очень удачные походы на Византию. В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сотен ладей Игорь пристал к берегам Вифинии, опустошил по тогдашнему обыкновению значительные территории и подступил к Константинополю. Большая часть греческого флота была в то время в походе против сарацин ( арабов ). Но остававшиеся суда использовали против флотилии Игоря « греческий огонь » и подожгли множество русских ладей. Игорь смог уйти только с 10 судами . 10 . В 944 году Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил нападение на Грецию, но греческие послы перехватили его до перехода через Дунай. Они предложили выкуп. Был восстановлен мир с греками, а в 945 году обе стороны заключили мирный договор « на все лета ». Договор этот но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли и обязывает великого князя Киевского оказывать греческому правительству военную помощь, когда она ему потребуется. . 11 Контролем над государственной территорией в начале X в. стало « полюдье » – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани - налога, но и способ управления страной. во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры.В 913–914 годах Игорь подавил бунт древлян и увеличил дань, взимаемую с их земель. Кроме племен, обитавших по обе стороны Верхнего и Среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись на юго - восток до Кавказа и Таврических гор. 12 По договору 945 года, Игорь должен был не допускать нападений черных болгар на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. . . 13 Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» , и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени. . 14 Литература . 15 . 16«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. . 17Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов. . 18С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых. . 19Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. Лаврентьевская летопись Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. Согласно летописи, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля. Расходясь в хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, "зря на Переяславль", в своей земле, "а в землю их не смели на них ити". Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва, не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться о выкупе пленных принес на Русь некий "гость", купец. . 20 Далее коротко говорится о побеге князя Игоря из плена. Летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение Игоря "из руку поганых" со спасением библейского Давида от преследовавшего его Саула. "Если бы не было другого рассказа о походе Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом, откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки« (М. Н. Тихомиров) . 21 . 22В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным. Музыка . 23 Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Сюжет Бородину подсказал В.Стасов, к которому композитор обратился за помощью. Дело в том, что Бородин работал в тот момент над оперой «Царская невеста», но работа никак не клеилась, (эта опера была лирического содержания). Но, однажды проигрывая один из романсов Бородина, написанный в былинной манере, Стасов понял какие образы волнуют творческое воображение композитора. Это образы, повествующие о необъятной богатырской народной силе. Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. 24 Работать над оперой Бородин начал в 1869 г., но она так и не была закончена композитором. Жизнь Бородина была наполнена разнообразными делами, которые поглощали массу времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Друзья всячески помогали композитору: освобождали от общественных дел, помогали записывать музыкальные отрывки, которые к тому времени сочинил Бородин, даже дарили пачку партитурной бумаги с уже подписанным титульным листом. . 25 . 26. Повторение и запись терминов  «опера», «ария», «либретто». Опера – музыкально-драматическое  произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. (Синтез слова, сценического действия и музыки).  Ария – законченный по построению эпизод в опере, является музыкальной характеристикой герояЛибретто – литературный текст оперы, балета. Опера  «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве. . 27Мы послушаем самые известные номера из этой оперы. Одна из самых знаменитых - ария князя Игоря, пленённого половцами "О дайте, дайте мне свободу". В ней воплощён внутренний конфликт героя между желанием действовать и невозможностью что-то изменить.(Слушание фрагмента Арии князя Игоря). . 28Образы врагов - половцев - ярко нарисованы в сцене "Половецких плясок". Музыкальный критик Б. Асафьев так говорит об этом номере: " Бородин... сумел умно и с чуткостью проницательного сердца столкнуть в борьбе сильных людей, не унизив национального равноправия культур двух миров". (Просмотр видеофрагмента «Половецких плясок») . 29 Послушайте пример современной обработки музыки Бородина: обработку хора "Улетай на крыльях ветра". Рефлексия.1.Понравилась вам опера?2.Какая сцена понравилась больше всего?3. Понравился вам урок?30Вывод:  А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось  более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…». – В чем заключается главное сходство в финале?  (Прославление Игоря, князей,  несмотря на поражение в битве с половцами).  – В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли она в опере?   (В «Слове…» к объединению русских князей призывает Святослав,  а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале). Спасибо за внимание! . 31