«Теоретические и практические аспекты специальной психологической помощи. Знакомство с новым инновационным методом коррекционной работы в направлении «Цветотерапия»


«Теоретические и практические аспекты специальной психологической помощи. Знакомство с новым инновационным методом коррекционной работы ГБУ СО СРЦ «Возвращение» в направлении «Цветотерапия» Презентацию выполнила: ГБУ СО СРЦ «Возвращение» Заводского районаГ. Саратова педагог-психолог Ломакина Т.Ю. Задачи:1. Инспектирование травматического опыта.2. Дезактуализация негативных переживаний, вызванных травматическим опытом.3. Актуализация личностных ресурсов для решения жизненных проблем.4. Создание условий для усвоения несовершеннолетними новых представлений и форм поведения.5. Стимуляция положительных эмоций как одного из факторов изменений в установках и поведении несовершеннолетних.6. Использование новых представлений и форм поведения несовершеннолетними в повседневной жизни. Направления социально-психологической реабилитации в подпрограмме «Новый взгляд» 1. Экстренная психологическая помощь (купирование негативных эмоций).2. Работа с психотравмой.3. Снижение тревожности, эмоционального напряжения, агрессивности.4. Коррекция детских страхов.5. Развитие эмоциональной сферы (знакомство с миром эмоций, формирование навыков распознавания эмоций у себя и других).6. Развитие навыков эмоциональной регуляции, навыков расслабления.7. Формирование адекватной самооценки.8. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).9. Развитие коммуникативных навыков.10. Формирование ЗОЖ.11. Формирование психогигиенических навыков и навыков самопомощи12. Содействие жизненному и профессиональному самоопределению.13. Профилактика аддиктивных зависимостей (вредных привычек).14. Профилактика суицидальных тенденций.15. Профилактика самовольных уходов.16. Профилактика насилия и жестокого обращения в межличностных отношениях.17. Коррекция детско-родительских отношений. Целевая группа коррекционной работы: несовершеннолетние от 3 до 18 лет Новый инновационный метод работыв подпрограмме «Новый взгляд» - «Цветотерапия» Цель метода цветотерапии: стабилизация эмоционального состояния (снижение тревожности, агрессии, чувство страха); стабилизация эмоционального состояния, помощь в адаптации н/л в ситуации семейного жизненного кризиса.Задачи:1. Инспектирование травматического опыта.2.Дезактуализация негативных переживаний, вызванных травматическим опытом.3. Актуализация личностных ресурсов для решения жизненных проблем.4. Создание условий для усвоения несовершеннолетними новых представлений и форм поведения.5. Стимуляция положительных эмоций как одного из факторов изменений в установках и поведении несовершеннолетних. Использование инновационных технологий:с применением медтехники современного аппарата Плазма-250 цветодинамический проектор (светодинамический проекционный прибор для динамической заливки света), производство Россия. Возрастная категория – от 5-18 лет.Время проведения сеанса 30-45 минут. Преимущества нового метода работы:1. Индивидуальный подход к каждому ребенку, отсутствие противопоказаний, безопасность, деликатность коррекционной работы.2. Возможность в ассоциативном методе работы раскрыть творческий потенциал ребенка.3. Быстрое достижение положительных результатов коррекционной работы, широкие терапевтические возможности.4. Аппарат имеет в своем составе преобразователь волоконно-оптического типа, который позволяет добиться великолепного перераспределения цветов. 5. Облучению можно подвергать большие поверхности тела, данный аппарат отличается безопасностью применения, он удобен в транспортировке, перемещении по кабинету6. Одновременное воздействие на 3 основных канала воздействия на восприятие ребенка через визуальный (зрительные образы), аудиальный канал восприятия (слуховые образы), кинестетический канал восприятия (комплексы ощущений) 7. Помогает психологу обойти «сопротивление», агрессивные проявления, а так же позволяет ребенку осознавать вытесненные желания, страхи Новый метод « Цветотерапия» полностью удовлетворяет требования входящие в новую коррекционную программу «Новый взгляд» Работа с цветом направлена на все уровни модальности. 1. Представления. 2. Ощущения. 3. Эмоции4. Поведение. 5. Когниции. 6. Коммуникативность. Программа состоит из 8 индивидуальных занятий. Темы индивидуальных занятий в направлении «Цветотерапия»:«В лучах доброго света»«Сияние цвета»«Теплое сияние»«Радужные блики»«То, что меня согревает»«Любимый цвет во мне»«Ласковое сияние»«Метафора цветового сияния» Время работы 30-45 минут.Этапы индивидуального занятия:1. Беседа, погружение в сеанс цветотерапии.2. Релаксационный сеанс с применением медтехники. В формате ассоциативного метода работы (работа с образом, наблюдение за переменами сияния, ребенок придумывает рассказ, метафору, делается акцент на предпочтительный цвет) 3. Работа с цветом, возможен просмотр видео- мандала- медиации 4. Коррекционная работа в направлении психодрама или арт-терапия, сказкатерапия, работа с телом.5. Занятие проводится на фоне музыкального оформления (релакс, классическая музыка)6. Завершение сеанса, подведение итога работы. Исцеление цветом:Синий цвет- замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию, снимает температуру, успокаивает нервную систему.Желтый цвет- тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, успокаивает нервы, улучшает пищеварение, активирует деятельность ЖКТ.Красный цвет- возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма способствует образованию красных кровяных телец, поддерживает чувства (воздействует на ВНС).Фиолетовый цвет- лечит селезенку, активирует лимфу, придает силы.Желто- зеленый-укрепляет костную ткань, убивает вредные бактерии. Исцеление цветом: Зеленый цвет- приводит к равновесию в жизни, успокаивает, расслабляет.Коричневый цвет- удовлетворяет потребность человека в уверенности в завтрашнем дне.Черный цвет- дает возможность отреагировать вытесненные негативные переживаний, успокаивает, возвращает к самости.Белый цвет –является началом всех возможностей и в то же время бегство от их последствий. Он может успокаивать, так и возбуждать, активируя его творческие способности. Результаты диагностических исследований в направлении «Цветотерапия»: Выборка н/л в работе составляет 96 человек. Из них 40 н/л в возрасте от 11 до 17 лет; 56 н/л в возрасте от 5 до 10 лет.По результатам  автоматических    подсчетов t-критерия Стьюдента: по результатам опросника Спилберга полученное эмпирическое значение t(7) находится в зоне значимости.Критические значения tКр p≤0.05 =1.97Критические значения tКр p≤0.01= 2.61по результатам опросника CMAS полученное эмпирическое значение t (15.4) находится в зоне значимости.Критические значения tКр p≤0.05 =2Критические значения tКр p≤0.01=2.68По результатам методики психических состояний (по Г. Айзенку) полученное эмпирическое значение t (12) находится в зоне значимости.Критические значения tКр p≤0.05=1.97Критические значения tКр p≤0.01=2.61 По результатам диагностики было выявлено, что в 1 группу (56 н/л) с возрастом 5 до 11 лет проходящих сеанс 1 раз в неделю и 2 группой (40 н/л) в возрасте от 12-17 лет проходящих сеанс 2 раза в неделю восстанавливается эмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, агрессии, страхи. Дети младшего возраста быстрее адаптируются к условиям проживания в центре, чем н/л среднего и старшего школьного возраста, увеличивая уровень стрессоустойчивости, снижается риск эмоциональных срывов, нарушений в поведении. Итог коррекционной работы: Цель и задачи коррекционной работы достигнуты. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ))))))))))))))2015 год