Педагогический совет Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления


«Причины неуспеваемости и пути ее преодоления»Если запастись терпением и проявить старание,то посеянные семена знаниянепременно дадут добрые всходы. Леонардо да Винчи. – выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников, определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.Задачи: • Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников;• Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.Цель педагогического совета «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению». Лизинский В.М. отставание в учении, когда школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость Типы неуспевающих учеников (Н. И. Мурачковский) Типы неуспевающих учеников (Н. И. Мурачковский) Рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыковНизкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе Развитие мотивации– включение учеников в коллективистические формы деятельности;– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);– умелое применение поощрения и наказания.Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе • 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.• 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.• 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп: Причины неуспеваемости Пути преодоления неуспеваемости Изменение особенностей мыслительной деятельности.Классификация приемов мыслительной деятельности (Л.М. Фридман):- сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства и различия между ними;- анализ - мысленное расчленение предметов на части;- синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.- абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объекта при одновременном отвлечении от других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак сами становятся предметом мышления.Виды помощи неуспевающим учащимся 2. Помощь ученику на уроке.рациональное распределение учебного материала (необходимо планировать сначала трудный материал, затем легкий). частая смена видов деятельности на урокенеоднократное проговаривание и закрепление материала урока, работа по алгоритму. - дифференцированный подходВиды помощи неуспевающим учащимся 3. Помощь учащимся со слабой нервной системой.нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;чередовать ответ в устной и в письменной форме;нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения. формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.Виды помощи неуспевающим учащимся 4. Сформировать мотивацию учения — значит помочь преодолеть неуспеваемость. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.Виды помощи неуспевающим учащимся Отметка как стимул успешного учения.- Образовательная стимулирующая функция отметки определяется результатом обучения и устанавливает динамику успеваемости. Воспитательная стимулирующая функция отметки выражается в формировании положительных мотивов учения, эмоциональная проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Информационная и управленческая стимулирующая функция отметки обеспечивает анализ результатов учения. Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. Поощрение и наказание как методы стимулирования учебной деятельности. Поощрение — это стимулирование положительных действий учащихся с помощью высокой оценки поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания педагогом его усилий и стараний. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на учебную деятельность. Основные формы поощрения — это одобрение, похвала, награждение, устная и письменная благодарность, награда, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, и даже прощение может считаться поощрением. Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Самой распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретной проблеме в учебной деятельности. Оно должно делаться в вежливой, но в официальной категорической форме и осуществляться обычно с помощью прямого непосредственного требования и разъяснения. Кроме замечания педагоги используют порицание, неодобрение, в самых сложных случаях исключение из школы или перевод в другой класс.Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. Создание ситуации успеха. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. 1. Общие положения.Настоящее положение разработано на основании Федерального закона «Об образовании в РФ».Положение проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогичском совете школы.2. Цели:2.1. Обеспечить выполнение Закона об образовании2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.3. Задачи:3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями. Программа деятельности классного руководителяПрограмма деятельности ученикаПрограмма деятельности родителей.Программа деятельности социального педагога.Программа деятельности школьного психолога.Программа деятельности администрации школы. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником. Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома. Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала. Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками. Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним. Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала. Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками» 1.  С целью предупреждения неуспеваемости классным руководителям 2-11 классов ежемесячно проводить рейтинг, отражающий успеваемость в классе.2.  Активизировать работу  Совета профилактики, где рассматривать вопросы  неуспевающих с целью оказания помощи 3. Учителям – предметникам  активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету. - повышать эффективность каждого урока.- формировать познавательный интерес к учению и положительных мотивов.- осуществлять индивидуальный подход к учащемуся на уроке.- организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.4.   Провести школьный мониторинг подготовки учащихся к экзаменам. Составить индивидуальные планы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ каждым учителем, чьи предметы выбраны выпускниками для итоговой аттестации.5.   Классным руководителям вменить в обязанность еженедельно отчитываться по посещаемости и успеваемости учащихся класса с предоставлением информации о проделанной работе по недопущению безответственности к учебе со стороны учеников и их родителей.  Проект решения педсовета: