Программа профессиональных проб для подростков по направлению «Научно – техническая и исследовательская деятельность» в МКОДО «Станция юных техников»


Муниципальная казенная организация дополнительного образования «Станция юных техников», г. ТулаПрограмма профессиональных проб для подростков по направлению «Научно – техническая и исследовательская деятельность»в МКОДО «Станция юных техников» Автор работы:Цельмер Елена Анатольевна, методистг. Тула 2015 Станция юных техников как учреждение дополнительного образования, являясь зоной свободного выбора в самообразовании, самосовершенствовании конкретного человека, раскрывает перед потребителями широкие возможности для развития творческой и познавательной активности, реализации личностных качеств, создания ситуаций успеха и многое другое. Сегодня особое внимание общества и государства к дополнительному образованию связано с повышением значимости работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, необходимостью предоставления детям широкого спектра дополнительных образовательных услуг, усиления интеграции общего и дополнительного образования в вопросах успешной социализации обучающихся. В обучении исследовательской деятельности мы следуем принципам гуманности (в данном случае — обращённость к личности: обучающийся сам для себя выбирает то, что для него наиболее ценно), приоритетности, педагогической целесообразности, учёта стартового уровня, соответствия технологии обучения современным образовательным технологиям, сотрудничества и т. д. Эти же принципы должны лечь в основу оценки результативности работы ученика и его руководителя.Муниципальная казенная организация дополнительного образования «Станция юных техников» – старейшее учреждение дополнительного образования в городе Туле. Его открытие состоялось в далеком 1927 году. Менялись поколения взрослых и детей, местоположение, название, но неизменным оставалось содержание и преданность детскому техническому творчеству.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Пояснительная записка Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб. Дополнительное образование как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Особенности профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. Направления и формы работы. Организационно-методическая деятельность: методическая помощь педагогам в подборке материалов и диагностических карт. Для детей организуются консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.); проводится анкетирование, диагностика, экскурсии (в учебные заведения, на предприятия), организуются встречи с представителями предприятий, учебных заведений Работа с родителями: проведение родительских собраний, лекториев, индивидуальные беседы педагогов с родителями; анкетирование родителей; привлечение родителей для выступлений перед учащимися с беседами.Следовательно, перед управленцами МКОДО «СЮТ» стоит непростая задача – создать условия обучающимся для обоснованного выбора профиля в контексте будущей профессии. В решении данной проблемы мы опирались на понятие-деятельность и связь деятельности с профессией. Цель: сформировать готовность подростков к жизненному профессиональному самоопределению, которая реализуется в обоснованном построении индивидуальной образовательной траектории (выбор профиля обучения на старшей ступени или сферы профессиональной деятельности для обучения в системе начального и среднего профессионального образования). Задачи:1. Познакомить учащихся с актуальным для них «информационным полем», т.е. иметь целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоить понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека по различным профилям.2. Оказать психолого-педагогическую помощь в обеспечении подростков средствами самопознания для исследования собственных познавательных интересов, склонностей, способностей, развитии умений по целеполаганию и планированию дальнейшего образования.3. Помочь в выборе путей и способов развития познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки. Для реализации программы профессиональной пробы в МКОДО «СЮТ» используются следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, беседы, психологическая диагностика, встречи с представителями разных профессий, посещение выставок библиотеки, экскурсии на предприятия города, работа со специальной литературой и справочниками, а также использование Интернета. Всё это позволяет поддерживать интерес обучающихся к участию в программе. Но большее значение имеет деятельностный метод, когда учащиеся непосредственно на практике соприкасаются с той или иной профессией. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ на Станции юных техников профориентационная работа, представляет собой систему подготовки личности к сознательному профессиональному самоопределению. {E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}Наименование темыД/оКол-во часовТема 1. Профессиональное самоопределение личности: основные понятия.Видение социальной ситуации, востребованность профессии в обществе, наличие перспективы после получения профессионального образования. «Исследовательская лаборатория»2 часа«Картинг», «Вираж»2 часа«Высший пилотаж»2 часа«Современная электроника»2 часа«Ракетомоделирование»2 часа«Основы дизайна»2 часаТема 2. Профессиональная направленность личности: общее понятие и методики диагностики.Формы деятельности, провоцирующие у старшеклассников соотнесение себя с тем или иным профессиональным сообществом. «Исследовательская лаборатория»2 часа«Картинг», «Вираж»2 часа«Высший пилотаж»2 часа«Современная электроника»2 часа«Ракетомоделирование»2 часа«Основы дизайна»2 часаТема 3. Развитие профессиональной культуры личности и ее профессионально важных качеств.Встречи с представителями профессий, экскурсии на рабочие места, рефлексивное анкетирование. «Исследовательская лаборатория»2 часа«Картинг», «Вираж»2 часа«Высший пилотаж»2 часа«Современная электроника»2 часа«Ракетомоделирование»2 часа«Основы дизайна»2 часаТема 4. Определение профессиональных склонностей обучающихся«Исследовательская лаборатория»2 часа«Картинг», «Вираж»2 часа«Высший пилотаж»2 часа«Современная электроника» 2 часа«Ракетомоделирование»2 часа«Основы дизайна»2 часаУчебно-тематический план по предпрофессиональной подготовке {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Тема 1. Профессиональное самоопределение личности: основные понятия  Профессиональное самоопределение личности. Проблемы в выборе профессий. Классификация профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. Теория: ознакомление с миром профессии. Практика: составление профессиограммы Тема 2. Профессиональная направленность личности: общее понятие и методики диагностики  Профессиональная направленность.Психологические основы способностей.Психофизиологические аспекты профессиональной деятельности.Профессиональная диагностика. Тема 3. Развитие профессиональной культуры личности и ее профессионально важных качеств. Профессиональные потребности, интересы, ценностные ориентации. Профессиональная культура личности.Профессионально важные качества. Общетрудовые умения. Общие и специальные способности. Личностные качества, отношение к труду. Социальные качества: коммуникативность; готовность работать в группе; самоконтроль поведения; субординация.  Тема 4. Определение профессиональных склонностей обучающихся  Понятие профессиональных интересов и склонностей. Методы диагностики профессиональных интересов и склонностей.Компьютерная диагностика профессиональных склонностейСодержание программы Содержание взаимодействия педагогов и обучающихсяФормывзаимодействияСовместное обсуждение выбораКонсультациистратегии поведения; стили общения; способы решения проблем и выхода из конфликтов;социальный статус в социуме (ближайшего и отдаленного по времени и значимости).Учебнаядеятельностьтемп и уровень глубины изучения материала;темы научных и прикладных проектов;источники информации;виды домашних заданий;варианты презентации результатов учения;стиль педагогической деятельности, максимально соответствующий стилю учения обучающегося.Проектнаядеятельностьтемы творческих и прикладных проектов, имеющих личную и социальную значимость;роли в подготовке и проведении мероприятий рефлексивного, научного, творческого, прикладного, спортивного характера (тренинги общения, шоу–технологии, КДТ, дебаты, деловые игры и т.д.);варианты презентации результатов деятельности.Сетевоевзаимодействиебазы для выполнения учебных проектов;тематика кружков, секций, студий учреждений дополнительного образования;тематика экскурсий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в т.ч. виртуальных с помощью Internet. Для того, чтобы сегодня мотивировать детей к исследовательской деятельности, необходимо предоставить им возможность участвовать в мероприятиях разного уровня. Сделав первый шаг в науку на муниципальном уровне, юные исследователи СЮТ принимают участие и побеждают в региональных, всероссийских и международных состязаниях, таких как: Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (2победителя, 2 призера), Всероссийская олимпиада научно-исследовательских проектов по проблемам окружающей среды «Человек-Земля-Космос» «Созвездие» под эгидой ЮНЕСКО (1 победитель, 7 призеров), Всероссийская выставка НТТМ (золотая медаль), Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (2 призера), Всероссийский конкурс «Инновационная идея» (2 призера), Международная научно-практической конференция молодых ученых» (1 призер; исследовательский проект вошел в сборник научных докладов «НТТМ молодых – путь к обществу, основанному на знаниях), Международный конкурс исследовательских работ «Грани науки» 1 призер), Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» (3 призера), Всероссийский конкурс реферативных работ «Новый горизонт» (1 призер), в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», в Международной олимпиаде для младших школьников по основам наук, в Международном московском салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», в Международной выставке «ЭКСПО-2012», в онлайн-конференциях, интернет-конкурсах и многих других мероприятиях, тем самым создавая пространство своего дальнейшего развития. По инициативе президента РФ и поддержке Государственной Думы возрождается Всероссийский конкурс «Юные техники и изобретатели», участниками которого стали 3наших воспитанника. 26 июня 2014г они были приглашены на Всероссийскую конференцию, приуроченную ко Дню изобретателя и рационализатора, которая проходила в Государственной Думе Федерального Собрания. СЮТ неоднократно представляет на разных площадках свой опыт в области проектной и исследовательской деятельности. Так, инициативной группой подготовлены публикации и статьи для газеты «Тула», журнала «Губернские ведомости», сборников научно-практических материалов в рамках Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность: опыт, состояние, перспективы» (статья «В науку первые шаги» опубликована в сборнике по материалам конференции, который разослан по основным библиотекам России и зарегистрирован в Российской книжной палате. Публикация материалов в таком сборнике приравнивается к опубликованным основным научным результатам диссертации в соответствии с «Положением о порядке присуждения ученых степеней»), в рамках Всероссийского фестиваля науки в г. Курске, Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей», Всероссийской научно-практической конференции «Юные техники и изобретатели», 1 Всероссийской конференции «Пространство детства: современность и будущее». По результатам Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» и конкурса «Сто лучших образовательных учреждений России» в 2013 году СЮТ вошла в сотню лучших образовательных учреждений России среди учреждений дополнительного образования.






СЮТ является ресурсным центром по развитию технического творчества и научно-исследовательской деятельности школьников в Туле и координатором муниципального образовательного проекта «Наукоград», который включает в себя научные чтения, научно-практические конференции «Шаг в науку», дистанционные конкурсы и городское научное общество учащихся «Наукоград», объединяющее более 3000 школьников с 3 по 11 классы, руководителем которого является директор СЮТ Н. В. Гумилевская. Проект направлен на поиск детей, заинтересованных проектной и исследовательской деятельностью, на то, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться, а также дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, развивает познавательный интерес и любознательность.
ppt_y
Инновационной площадкой в городе по расширению возможностей самореализации детей стала образовательная программа «Шаг в науку», которая представляет собой систему интеллектуальных состязаний в форме научных чтений и научно-практических конференций по основным направлениям науки. Она охватывает школьников с 3 по 11 классы, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа носит и просветительский характер, т.к. чтения и конференции посвящены юбилейным датам в истории отечественной и мировой науки и культуры. Среди почетных гостей в разное время были доктор технических наук, член-корреспондент РАН, лауреат государственной премии в области ракетостроения Швыкин Юрий Сергеевич; заслуженный деятель науки, д.т.н., директор наноцентра ТулГУ Любимов Виктор Васильевич и многие другие. Членами жюри выступают профессора и доценты Вузов города, деятели культуры, писатели, научные работники музеев и библиотек, известные инженеры и конструкторы. Таким образом, участники получают возможность вести научную полемику, отстаивать свою точку зрения. Взрослые ученые получают представление об уровне подготовки своей смены и могут составить прогноз развития науки в целом.
СЮТ на протяжении многих лет тесно сотрудничает с профессорско-преподавательским составом ТГУ, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, РГГУ, институтом высокоточных систем им. В. П. Грязева, Тульским институтом экономики и информатики, наноцентром. Среди почетных гостей в разное время были доктор технических наук, член-корреспондент РАН, лауреат государственной премии Швыкин Юрий Сергеевич; заслуженный деятель науки, д.т.н., директор наноцентра ТулГУ Любимов Виктор Васильевич, заместитель директора института высокоточных систем ТулГУ Конюхова Лия Анатольевна, доктор технических наук, профессор ТулГУ, Соколов Эдуард Михайлович, почетный гражданин города-героя Тулы, руководитель клуба научно-технического творчества молодежи «Электрон» Пономарев Лев Дмитриевич и многие другие. Членами жюри и экспертных комиссий на городских мероприятиях выступают профессора и доценты ВУЗов города, деятели культуры, писатели, научные работники музеев и библиотек, известные инженеры и конструкторы. Таким образом, школьники имеют возможность вести научную полемику, отстаивать свою точку зрения, а взрослые ученые получают представление об уровне подготовки своей смены и могут составить прогноз развития науки в целом. Развитие диалога науки и практики через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми и молодежью в городе, а также идею организации таких сообществ в городе, в которых наравне работают преподаватели ВУЗов, студенты и школьники, мы рассматриваем как серьезную надежду на будущее! В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования, в том числе и дополнительного, требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
ЛИТЕРАТУРАСавенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. 2007 № 3Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005 № 3. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006 № 3Пряжников Н. С. Школьная профориентация: реальности и мечты. [Электронный ресурс] – Режим доступа:Конова Н. Г., Шамина О. Б. Развивающая образовательная среда как условие выявления, развития и сопровождения одарённой молодёжи. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://paganel.info/arhiv/OurNewSchool/nos2010.pdfКлимов Е.А. Как выбирать профессию. М.:1990 г.;Вершинин С.И. и др. Основы профориентологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия, 2009. - 176 с.Вершинин С.И. Методические основы принятия решений профконсультантом для выдачи обоснованных рекомендаций клиентам. М.:2000 г.

style.rotation