Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе.


«Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе».Лицей № 2 март 2017 годпедагог-психолог Елена Ивановна Словиковская 60.000 россиян кончают жизнь самоубийством в течении года Российские мужчины заканчивают жизнь самоубийством в шесть раз чаще, чем женщиныЖенщины совершают попытки чаще, чем мужчиныРоссия на первом месте в мире по количеству суицидов среди подростков В год расстаются с жизнью около 2 тысяч 500 несовершеннолетнихСамоубийств больше чем убийств в 1,5 раза


140 суицидов каждый день и 980 суицидальных попытокКаждые 10 минут в России происходит 7 попыток самоубийства и 1 самоубийство

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. НО ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ" Суицид (самоубийство) - это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой. Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления.Суицидальные покушения- все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальные попытки - демонстративно- установочные действия, при которых ребёнок чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. Суицидальные проявления - мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. «Игра со смертью», когда ребенок стремится заполучить репутацию исключительной личности ученые выделяют несколько видов суицидов:{306799F8-075E-4A3A-A7F6-7FBC6576F1A4}Протест или местьРебёнок считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя. ПризывРебёнок считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей. ИзбеганиеРебенок испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий.СамонаказаниеРебёнок совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою вину. ОтказРебенок отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было. Раннее выявление тенденций аутоагрессивностиПеренесенные заболевания (инфекционные, неврологические, черепно-мозговые травмы).Реакции ребенка на возникающие конфликты, споры и ссоры.Анализ особенностей поведения – как ребенок реализует свои желания, особенно те, которые осуществляются с трудом. Есть ли попытки нанести себе вред. Анализ особенностей речи ребёнка.Наблюдение за игрой. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно – ломает игрушки, сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.Анализ взаимоотношении внутри семьи младшего школьника. Семейные факторы риска суицидального поведения детей: развод родителей; смерть близкого человека; конфликты с родителями; завышенные ожидания родителей от ребенка; отсутствие внимания и заботы со стороны родителей; жестокое обращение с ребенком в семье; отчужденность в детско-родительских отношениях;неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком;жестокое обращение с ребёнком (насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение его  или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям). «Маскированная" депрессия проявляется в прямо противоположном  поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т. д. ПРИ ЗАТЯЖНОМ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ НЕВРОЛОГА И МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ! Школьные факторы риска суицидального поведения детей: конфликтные отношения с учителями; проблема признания сверстниками; давление со стороны сверстников; частая смена учебного заведения (как следствие – потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой). Тревожные поведенческие отклонения.резкое снижение успеваемости; отсутствие интереса к окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы. спасибо за внимание!